1. Укажите положения, не вошедшие в содержание Царского судебника Ивана 4 (1 550) 1) увеличение в два раза пожилого ( платы за крестьянский переход) ; 2) введение особого понятия государственное преступление; 3) ограничение прав наместников и волостей; 4) введение наказания для бояр и дьяков за мздоиство. 2. Верны ли следующие суждения? А. В работ е Земских соборов, которые проводились в 16 в., всегда принимали участие представители боярско- княжеской аристократии, высшего духовенства, московского дворянства и торгово-купеческих верхов российского общества. Б. По составу своих участников и задачам Земские соборы в России были похожи на западноевропейские сословно-представительные учреждения эпохи Средневековья- парламент в Англии и Генеральные штаты во Франции : 1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верно и А, и Б; 4) оба обсуждения неверны. 3) Утверждение , характерное для сторонников теории официальной народности: 1) Сила власти-царю, сила мнения-народу; 2) Царь любит Отечество в лице народа и правит им как отец; 3) Раб, прикоснувшийся земли русской, становится свободным; 4) Природа не храм а материнская, и человек в ней работник.
1. В содержание Царского судебника 1550 не вошло положение (2) – введение особого понятия «государственное преступление». Это понятие появилось ещё в Судебнике 1497 года. Положения (1) – увеличение платы пожилого, (3) – ограничение прав наместников и волостей и (4) – введение наказания для бояр и дьяков за мздоимство в Судебнике присутствовали.
2. 1) Верно только А.
А. В работе Земских соборов, которые проводились в 16 в., всегда принимали участие представители боярско-княжеской аристократии, высшего духовенства, московского дворянства и торгово-купеческих верхов российского общества – верно.
Б. По составу своих участников и задачам Земские соборы были похожи на западноевропейские сословно-представительные учреждения эпохи Средневековья – парламент в Англии и Генеральные Штаты во Франции – неверно, Земские соборы скорее исполняли функцию изыскания средств казны на исполнение воли царя, не могли влиять на принятие решений любым другим путём, кроме совещательного. В то же время западноевропейские органы обладали куда большими полномочиями. Впрочем, сословный состав этих органов весьма схож.
3. 2) Царь любит Отечество в лице народа и правит им как отец.
Теория «официальной народности» выражалась в первую очередь в формуле «православие, самодержавие, народность». Создателем её является граф Уваров – утверждение 2, к слову, также взято из его литературного наследия. Об освобождении от рабства (утверждение 3, взятое из Конституции Н.М.Муравьёва) или о роли человека в природе (утверждение 4, традиционно приписываемое Петру I) речи в формуле не идёт. Что касается утверждения 1, теория официальной народности не предполагает предоставление народу столь значимой силы, как сила мнения – напротив, предписывается считать мнение монарха наиболее мудрым и верным. Авторство высказывания «сила власти – царю, сила мнения – народу» находит свои истоки в движении славянофилов.