v —vi! вв. на территории индии существовало около 50 враждующих друг с другом государств. в середине viii в. северную, атак же часть центральной индии завоевали раджпуты — потомки сметавшихся с местным населением кочевников. наиболее влиятельный раджпутский род образовал государство пратихаров. это государство долго господствовало в индии. к этому периоду относятся и первые попытки проникновения в индию арабов.в xi11 в. значительная часть страны была объединена в рамках мусульманского государства — делийского султаната. еще до его возникновения на севере индии образовалось несколько мелких государств на. землях, захваченных мусульманами.начало существованию делийского султаната было положено в 1206 г., когда военачальник одного из мусульманских правителей объявил себя султаном, сделав своей столицей город дели. постепенно власть султанов распространилась на всю северную и центральную индию, а временами они захватывали и южную индию. значительная часть индийских земель была распределена между мусульманскими воинами и мечетями. индийские князья должны были подчиняться мусульманам. высшая власть в государстве принадлежала султану. правосудие осуществлялось мусульманским духовенством. весь государственный аппарат, как и армия, состоял из мусульман. мусульмане были освобождены от податей.города индии успешно развивались, чему способствовали расширением торговых связей с исламским миром, строительство и меры властей, призванные обеспечивать работу амбаров, бань и городской стражи.. в индии стал распространяться ислам. но основная масса населения осталась верной индуизму. борьба индуизма и ислама, совместимость жизненных обычаев, норм поведения, определяемых этими религиями, вела к ослаблению делийского султаната.
индийская община. в жизни основной части населения индии — крестьян — важнейшее значение имела община. обычно в состав общины входило несколько соседних деревень или даже целый ; .чкруг, представлявших собой единое целое. почти в каждой деревне был свой общинный совет. возглавлял его староста. представители каждой деревни и старосты входили в большой советвсей общины. община представляла собой замкнутый мирок, почти не в контактах с внешним миром. в течение веков в каждой общине был выработан порядок взаимообмена продуктами и услугами, необходимыми каждому члену общины.наибольшими правами в общине обладали земледельцы, владевшие общинными наделами ч обладавшие наследственными правами на них. далеко не все земледельцы в общине сами обрабатывали свои наделы. так, брахманские и другие наиболее зажиточные семьи использован! труд малоземельных общинников, а также батраков-наемников. представители высших каст имели право за гроши пользоваться услугами выходцев из низших каст.
Производя́щее хозя́йство — хозяйство, где основным источником существования являются выращиваемые культурные растения и домашние животные. При переходе от присваивающего хозяйства к производящему общество перешло от охоты и собирательства к скотоводству и земледелию. Это был сложный и длительный процесс, который начался в древнейших очагах (центрах) 12 — 10 тыс. лет назад, когда возникли различные центры одомашнивания животных и растений. Лишь соединение растениеводства со скотоводством стало решающим моментом в развитии хозяйства. Повысилась производительность труда и появилась возможность накопления избыточного продукта: у земледельцев — зерна, у ранних животноводов — скота. С развитием земледелия (особенно ирригационного) и подвижного скотоводства постепенно возникает социальное расслоение, раннеклассовые отношения, в частности рабовладельческие и феодальные. Появились городские торговые центры, ремесло отделилось от сельского хозяйства, увеличился обмен между разными этносами и историко-культурными регионами, сформировались различные хозяйственно-культурные типы как на основе ручного труда в земледелии, так и на основе использования тягловой силы скота при обработке полей, что явилось следующим важным этапом в хозяйственно-культурном развитии человечества.
v —vi! вв. на территории индии существовало около 50 враждующих друг с другом государств. в середине viii в. северную, атак же часть центральной индии завоевали раджпуты — потомки сметавшихся с местным населением кочевников. наиболее влиятельный раджпутский род образовал государство пратихаров. это государство долго господствовало в индии. к этому периоду относятся и первые попытки проникновения в индию арабов.в xi11 в. значительная часть страны была объединена в рамках мусульманского государства — делийского султаната. еще до его возникновения на севере индии образовалось несколько мелких государств на. землях, захваченных мусульманами.начало существованию делийского султаната было положено в 1206 г., когда военачальник одного из мусульманских правителей объявил себя султаном, сделав своей столицей город дели. постепенно власть султанов распространилась на всю северную и центральную индию, а временами они захватывали и южную индию. значительная часть индийских земель была распределена между мусульманскими воинами и мечетями. индийские князья должны были подчиняться мусульманам. высшая власть в государстве принадлежала султану. правосудие осуществлялось мусульманским духовенством. весь государственный аппарат, как и армия, состоял из мусульман. мусульмане были освобождены от податей.города индии успешно развивались, чему способствовали расширением торговых связей с исламским миром, строительство и меры властей, призванные обеспечивать работу амбаров, бань и городской стражи.. в индии стал распространяться ислам. но основная масса населения осталась верной индуизму. борьба индуизма и ислама, совместимость жизненных обычаев, норм поведения, определяемых этими религиями, вела к ослаблению делийского султаната.
индийская община. в жизни основной части населения индии — крестьян — важнейшее значение имела община. обычно в состав общины входило несколько соседних деревень или даже целый ; .чкруг, представлявших собой единое целое. почти в каждой деревне был свой общинный совет. возглавлял его староста. представители каждой деревни и старосты входили в большой советвсей общины. община представляла собой замкнутый мирок, почти не в контактах с внешним миром. в течение веков в каждой общине был выработан порядок взаимообмена продуктами и услугами, необходимыми каждому члену общины.наибольшими правами в общине обладали земледельцы, владевшие общинными наделами ч обладавшие наследственными правами на них. далеко не все земледельцы в общине сами обрабатывали свои наделы. так, брахманские и другие наиболее зажиточные семьи использован! труд малоземельных общинников, а также батраков-наемников. представители высших каст имели право за гроши пользоваться услугами выходцев из низших каст.
Производя́щее хозя́йство — хозяйство, где основным источником существования являются выращиваемые культурные растения и домашние животные. При переходе от присваивающего хозяйства к производящему общество перешло от охоты и собирательства к скотоводству и земледелию. Это был сложный и длительный процесс, который начался в древнейших очагах (центрах) 12 — 10 тыс. лет назад, когда возникли различные центры одомашнивания животных и растений. Лишь соединение растениеводства со скотоводством стало решающим моментом в развитии хозяйства. Повысилась производительность труда и появилась возможность накопления избыточного продукта: у земледельцев — зерна, у ранних животноводов — скота. С развитием земледелия (особенно ирригационного) и подвижного скотоводства постепенно возникает социальное расслоение, раннеклассовые отношения, в частности рабовладельческие и феодальные. Появились городские торговые центры, ремесло отделилось от сельского хозяйства, увеличился обмен между разными этносами и историко-культурными регионами, сформировались различные хозяйственно-культурные типы как на основе ручного труда в земледелии, так и на основе использования тягловой силы скота при обработке полей, что явилось следующим важным этапом в хозяйственно-культурном развитии человечества.
См. также