1. Відомий англійський історик і суспільствознавець Арнольд Тойнбі зазначав, що драматична і багатозначна зустріч Заходу з іншим світом стала центральним явищем Нової історії. Як Ви вважаєте, які були підстави в ученого для такого твердження?
1. Раб считался собственностью, вещью господина; личность его не играла никакой роли ни в государстве, ни в обществе, ни в семье. Все, что он приобретал, считалось собственностью хозяина. Господину принадлежала также власть разрешать и запрещать браки. Греческие писатели оставили нам описания жестокого обращения с рабами. Так, в одной комедии Аристофана мы читаем: «несчастный бедняк, что с твоей кожей? не напала ли на твою поясницу и не изборонила ли тебе спину целая армия дикобразов?» В «Осах» один раб восклицает: «О, черепаха! как я завидую чешуе, защищающей твою спину!» В «Лягушках» есть такое выражение: «Когда наши господа живо чем-либо интересуются, на нас сыплются удары». Наказание голодом было самое обыденное. В случае более тяжкой вины их ожидала тюрьма, бич, розги, виселица, колесование. Участь рабов, занимавшихся в мастерских, была ещё хуже. Рабов-земледельцев заковывали в цепи, которых не снимали и на время работ. Оковы на ногах, кольца на руках, железный ошейник, клеймо на лбу — все это не было редкостью. Сицилийские рабовладельцы своей бессмысленной жестокостью превзошли всех других. Заботы господина о рабах ограничивались самым необходимым: мука, винные ягоды, в иных местах палые и пересоленные маслины — вот пища рабов. Одежда их состояла из куска полотна, превращённого в пояс, короткого плаща, шерстяной туники, колпака из собачьей кожи и грубой обуви. Сицилийские рабовладельцы, не желая кормить своих рабов, разрешали им снискивать себе пропитание воровством и разбойничеством, которое достигло здесь громадных размеров.В Афинах отношение к рабам было гуманнее и жизнь их более сносной, чем в других государствах. Ксенофонт говорит о чрезвычайной «дерзости» афинских рабов: они не уступали дороги гражданам, и их нельзя было бить из боязни ударить вместо раба гражданина, так как последний здесь внешне не отличался от первого. В Афинах существовал даже известный ритуал для введения раба в семью. Обычай разрешал ему иметь собственность (то, что в Риме носило название peculium); благоразумные хозяева ради собственной выгоды лишь за редкими исключениями нарушали этот обычай. Тот же обычай признавал брак раба законным. В определённые дни рабы освобождались от своих обязанностей: в Афинах таким временем был праздник Anthesterii, посвященный Вакху, когда господа даже служили своим рабам. Раб, бежавший в алтарь или даже просто прикоснувшийся к таким священным предметам, как лавровый венок Аполлона, считался неприкосновенным, но господа заставляли иногда его выйти из храма голодом или огнем. В соответствии с обычаем и закон афинский покровительствовал рабу: виновный в оскорблении или убиении чужого раба предавался суду и платил штраф; своего раба господин мог наказывать по собственному усмотрению, но не имел права убить; если раб убивал господина, он подвергался обыкновенному суду; раб, недовольный своим господином, мог требовать, чтобы его продали другому. Некоторые из этих облегчений в отдельности существовали и в других греческих городах (peculium, брак, праздники — в Спарте, Аркадии, Фессалии и т. д.), но в Афинах они существовали все вместе. Благодаря этому здесь не происходило восстаний рабов. В других городах рабы нередко восставали. Нимфодор повествует о победоносном восстании рабов на острове хиос, под предводительством Драмака. И отдельные лица, и целые государства заключали между собой договоры относительно выдачи беглых рабов.С согласия господина раб мог откупиться на волю. Можно было освободить раба и по завещанию. Когда освобождение совершалось при жизни господина, о нём объявлялось в судах, в театре и других общественных местах; в других случаях имя раба заносилось в списки граждан; иногда свобода давалась путём фиктивной продажи какому-нибудь божеству. Вольноотпущенные не становились, однако, вполне независимыми от своих прежних владельцев и должны были по отношению к ним исполнять некоторые обязанности; в случае неисполнения ими этих обязательств они вновь могли быть обращены в рабство. После смерти вольноотпущенника его имущество поступало в распоряжение прежнего господина. Раб мог получить свободу и от государства, за исполнение военной службы или за особо важные заслуги, например за донос о государственном преступлении.
Однажды мне случилось побывать на Олимпийских играх в Греции. Для путешественника вроде меня, это была настоящая победа. Итак, я был на Олимпийских играх – великих спортивных соревнованиях, которые устраиваются в Греции среди греков. Игры проходили в Олимпии, поэтому я приехал туда задолго на начала игр. Дело в том, что греки проводят Олимпийские игры не просто так. Это часть религиозного празднования, в рамках которого они отдают память богов Олимпа.
Но если я приехал в Олимпию за неделю до официального начала игр, то отбор начался задолго – за 10 месяцев до начала. Именно за 10 месяцев отбираются все атлеты, проходят древнегреческие кастинги и проверяются на прочность. Думаю, что греки относятся к выбору атлетов так тщательно не случайно, ведь если атлет победит, то он прославится на всю Грецию. Я знаю, что того грека, который победил на нынешних играх, прославили на весь полис до конца его жизни.
Итак, сначала я посетил празднования по религиозному случаю, а потом принялся наслаждаться спортом. Как я понял, в Греции настоящий культ атлетического телосложения и жара, поэтому спортсмены особо не заморачиваются насчет экипировки. Они гонятся на колесницах, метают копья и диски, бегают по-разному, стреляют из лука, участвуют в борьбе и все это ради славы и благословения Зевса.
Однажды мне случилось побывать на Олимпийских играх в Греции. Для путешественника вроде меня, это была настоящая победа. Итак, я был на Олимпийских играх – великих спортивных соревнованиях, которые устраиваются в Греции среди греков. Игры проходили в Олимпии, поэтому я приехал туда задолго на начала игр. Дело в том, что греки проводят Олимпийские игры не просто так. Это часть религиозного празднования, в рамках которого они отдают память богов Олимпа.
Но если я приехал в Олимпию за неделю до официального начала игр, то отбор начался задолго – за 10 месяцев до начала. Именно за 10 месяцев отбираются все атлеты, проходят древнегреческие кастинги и проверяются на прочность. Думаю, что греки относятся к выбору атлетов так тщательно не случайно, ведь если атлет победит, то он прославится на всю Грецию. Я знаю, что того грека, который победил на нынешних играх, прославили на весь полис до конца его жизни.
Итак, сначала я посетил празднования по религиозному случаю, а потом принялся наслаждаться спортом. Как я понял, в Греции настоящий культ атлетического телосложения и жара, поэтому спортсмены особо не заморачиваются насчет экипировки. Они гонятся на колесницах, метают копья и диски, бегают по-разному, стреляют из лука, участвуют в борьбе и все это ради славы и благословения Зевса.