1. В XV — начале XVI в. активно развивались контакты России с другими странами, в том числе с Италией. В развитии культуры и искусства это выразилось в том, что в России стали появляться 1) зодчие 2) священнослужители 3) воины 4) ремесленники
2. С какой страной развивались активные связи у России в XV — начале XVI в., что нашло отражение в создании произведений искусства и культуры? 1) Францией 2) Италией 3) Китаем 4) Японией
3. Назовите главную тему художественных произведений в 15 – начале 16 века Великих князей 2. Укрепление мощи Русского государства 3. Падение Византии и ее наследие
4. В каком произведении была оформлена мысль о происхождении русских государей от римского императора Августа? 1) «Домострой» 2) «Сказание о князьях Владимирских» 3) Судебник 4) Русская Правда
5. Теория «Москва — Третий Рим» обосновывала идею 1) национальной исключительности Москвы как центра христианства 2) необходимости воссоздания Римской империи с центром в И талии 3) развития Римской республики 4) подчинения Москвы Риму
6. Теорию «Москва — Третий Рим» сформулировал монах 1) Никон 2) Иона 3) Филофей 4) Юстиниан
7. С какого произведения начинались русские летописи XV в.? 1) Русская Правда 2) Судебник 3) Повесть временных лет 4) Домострой
8. Отметьте особенность развития летописания в XV — начале XVI в. 1) внимание к идее необходимости укрепления единого государства 2) подчёркивание роли ордынцев в развитии русских городов 3) стремление примирить русских людей с католицизмом 4) попытка обосновать разобщенность русских земель
9. Установите соответствие между авторами и их произведениями. Авторы А) Афанасий Никитин Б) Сафоний Рязанец В) Епифаний Премудрый
Произведения 1) Задонщина 2) Житие Сергия Радонежского 3) Хождение за три моря
10. Выберите из списка два произведения, которые рассказывают о Куликовской битве. Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Хождение за три моря 2) Сказание о Мамаевом побоище 3) Задонщина 4) Хронограф 5) Слово о полку Игореве
11. Как называется произведение, собравшее нравоучительные и занимательные сюжеты по всемирной истории, пер¬вая редакция которого появилась около 1512 г.? 1) Изборник 2) Хронограф 3) Слово о полку Игореве 4) Сказание о Мамаевом побоище
12. Отметьте автора сочинения «Хождение за три моря». 1) Феофан Грек 2) Епифаний Премудрый 3) Сафоний Рязанец 4) Афанасий Никитин
13. Какой собор Московского Кремля был построен Аристотелем Фиораванти по замыслу Ивана III? 1) собор Василия Блаженного 2) Благовещенский собор 3) Успенский собор 4) собор на Крови
14. В каком году произошло изображенное на картине (№ 1) событие? Назовите это событие. Назовите итоги этого события.
16. Грановитая палата Московского Кремля предназначалась для 1) церковной службы 2) государственных приёмов и праздников 3) оружейного склада 4) выборов митрополита
17. Какая из перечисленных икон является самым известным произведением Андрея Рублёва? 1) Икона Владимирской Божией Матери 2) Троица 3) Страшный суд 4) Сошествие грешников в ад
18. В честь кого воздвигнут памятник на ил-ции № 2
19. Кто из названных живописцев расписывал иконы и фрески Успенского собора Московского Кремля? 1) Феофан Грек 2) Андрей Рублёв 3) Дионисий 4) Симон Ушаков
20. Крупнейшим представителем московской школы живописи конца XV — начала XVI в. был иконописец 1) Андрей Рублёв 2) Дионисий 3) Феофан Грек 4) Андрей Чохов
1. Вещественные источники во всем их многообразии (от памятников археологии до современных машин и предметов бытового обихода).
2. Изобразительные источники:
3. Словесные источники:
4. Конвенционные источники во всем их многообразии. Сюда можно отнести все условные обозначения графическими знаками (ноты, знаки математической, химической и др. символики).
5. Поведенческие источники. Визуально наблюдаемые (или воспроизводимые) обычаи и обряды (ритуалы) — коллективные и индивидуальные действия (трудовые, семейно-бытовые, праздничные и пр.)
Первыми были найдены два наиболее крупных городских центра – Мохенджо-Даро и Хараппа (часто всю цивилизацию называют Хараппской по имени последнего). Название Мохенджо-Даро переводится c хинди как "Холм Мертвых", и это условное название. Истинное осталось неизвестным. Позже были открыты еще два города – Чанху-Даро и Калибанган. В последнее время раскопки ведутся в периферийных районах, в частности в районе города Лотхала, который, возможно, был морским портом (найдена верфь, связанная каналами с рекой, впадающей в Камбейский залив). На сегодняшний день считается, что Хараппская культура возникла в 2300-1700 гг. до н.э. Каждая цивилизация имеет что-то, что у нее было «самым-самым». В частности, в индской это был город Мохенджо-Даро – самый большой город древнего мира. Его площадь занимала 260 гектар и в городе есть здания площадью до 200 м2 (сравните это с нынешними элитными квартирами, чья площадь порядка 150м2 и более). Города Инда имели двухчастную планировку. Это значило, что часть города строилась на искусственном возвышении – это была цитадель, где находились храмы и места городского управления (мэрии, одним словом). Там же находился бассейн для ритуальных омовений и зернохранилища. Вторая часть – собственно поселение – имело улицы для проезда повозок. Дома имели часто высоту в два этажа и специальные комнаты для омовения, откуда грязная вода поступала в специальные отстойники. В городах был водопровод с керамическими трубами. На концах труб были фланцы, предотвращающие утечку воды и нечистот. Стыки труб уплотнялись асфальтом. Вообще канализация в долине Инда кажется более совершенной, чем в других странах мира. Сложно сказать что-либо о строе индской цивилизации, но очевидно, что существовало сильное неравенство между людьми, и можно предположить, что она была похожа на месопотамскую. Индская цивилизация прекратила свое существование. Можно утверждать, что это произошло постепенно. И не в результате набегов кочевников-ариев (подробнее проарийцев можно посмотреть в другой лекции) с северо-запада. Некоторые исследователи предполагают, что в этой местности произошла одна из первых экологических катастроф. Вырубка леса и нерациональное ведение поливного земледелия привели к наступлению пустынь с севера и к гибели цивилизации, которую некому было поддержать в слабозаселенной тогда долине Инда. Продолжением этой цивилизации стала цивилизация арийских племен, где уже быстрыми темпами развивалось ткачество, металлообработка и сельское хозяйство (кстати, шелк и рис)
2. Изобразительные источники:
3. Словесные источники:
4. Конвенционные источники во всем их многообразии. Сюда можно отнести все условные обозначения графическими знаками (ноты, знаки математической, химической и др. символики).
5. Поведенческие источники. Визуально наблюдаемые (или воспроизводимые) обычаи и обряды (ритуалы) — коллективные и индивидуальные действия (трудовые, семейно-бытовые, праздничные и пр.)
Города Инда имели двухчастную планировку. Это значило, что часть города строилась на искусственном возвышении – это была цитадель, где находились храмы и места городского управления (мэрии, одним словом). Там же находился бассейн для ритуальных омовений и зернохранилища. Вторая часть – собственно поселение – имело улицы для проезда повозок. Дома имели часто высоту в два этажа и специальные комнаты для омовения, откуда грязная вода поступала в специальные отстойники. В городах был водопровод с керамическими трубами. На концах труб были фланцы, предотвращающие утечку воды и нечистот. Стыки труб уплотнялись асфальтом. Вообще канализация в долине Инда кажется более совершенной, чем в других странах мира.
Сложно сказать что-либо о строе индской цивилизации, но очевидно, что существовало сильное неравенство между людьми, и можно предположить, что она была похожа на месопотамскую.
Индская цивилизация прекратила свое существование. Можно утверждать, что это произошло постепенно. И не в результате набегов кочевников-ариев (подробнее проарийцев можно посмотреть в другой лекции) с северо-запада. Некоторые исследователи предполагают, что в этой местности произошла одна из первых экологических катастроф. Вырубка леса и нерациональное ведение поливного земледелия привели к наступлению пустынь с севера и к гибели цивилизации, которую некому было поддержать в слабозаселенной тогда долине Инда.
Продолжением этой цивилизации стала цивилизация арийских племен, где уже быстрыми темпами развивалось ткачество, металлообработка и сельское хозяйство (кстати, шелк и рис)