После падения военной мощи Ассирии Египет снова стал великой державой, а на западе полуострова Малая Азия набирало силу Лидийское царство. Здесь впервые начали чеканить золотые и серебряные монеты. Наиболее могущественными государствами оказались победители Ассирийской державы — Вавилон и Мидия.
Как только Ниневию обратили в груду развалин, разгорелась борьба за раздел ассирийских владений. Египетский фараон считал, что Палестина, Финикия и Сирия должны принадлежать Египту, как во времена Тутмоса III (3). Египетские войска дошли до Евфрата и заняли Кархемиш.
Иначе думали правители Вавилона. В 605 году до н.э. их войско во главе с царевичем Навуходоносором перешло Евфрат и обрушилось на Кархемиш. Произошло одно из самых крупных сражений древности. Кархемиш был обращён в пылающие руины. Египетский гарнизон был полностью уничтожен.
Навуходоносор. Древнее изображение
Навуходоносор вскоре стал царём Вавилона и продолжил завоевания. Он захватил Сирию, подчинил себе города Финикии и уничтожил Иудейское царство. В 587 году до н.э.после длительной осады был взят Иерусалим. Его стены и храм Яхве были разрушены, тысячи жителей насильственно переселены в Вавилон. Так началось «вавилонское пленение» евреев, о котором рассказано в Библии. Материал с сайта. Нововавилонское царство теперь немногим уступало по своим размерам Ассирийской военной державе. Но вавилонские цари не обладали такой деспотической властью, как повелители Ассирии. В Вавилоне большую роль играли жрецы и знать, с которыми цари были вынуждены считаться. Покорённые народы ненавидели завоевателей. В самом Вавилоне население было перемешано в результате насильственных переселений и проявляло равнодушие к судьбе государства. Это ослабляло Нововавилонскую державу.
Время испанского средневековья было жестокой эпохой почти непрерывных войн реконкисты, кровавых междоусобиц, крестьянских восстаний. Начатое еще в VIII веке вестготско-романским населением Испании обратное отвоевание захваченных мусульманами земель получило название «реконкиста». Почти восьмисотлетняя борьба с маврами была не только цепью военных походов, но и широким колонизационным движением, связанным с закреплением и экономическим освоением отвоеванных территорий. Этот сложный, противоречивый, еще не в полной мере всесторонне изученный процесс определил особенности развития феодализма на Пиренейском полуострове, оказал влияние на уклад жизни народа, содействовал росту национального самосознания. Жестокие сражения, атмосфера военной напряженности, в которой развивалось испанское общество, не препятствовали интенсивному общению с завоевателями в области экономики и культуры.
Возникли особые группы населения: мосарабы (от искаженного арабского мустариб — арабизировавшийся), то есть христиане, жившие на территории, занятой маврами и сохранившие свою религию, законы и обычаи; с другой стороны, мудехары (от искаженного арабского мудаджжан — получившие разрешение остаться), то есть мусульмане, покорившиеся христианам, но также следовавшие своей религии и обычаям. Значительную группу населения в христианских и мусульманских городах составляли евреи. Народности Пиренейского полуострова оказались вовлеченными в орбиту высокой арабской культуры, многие особенности которой были затем восприняты испанским обществом. Это воздействие оказывалось непосредственнее в областях, не связанных в открытой форме с религиозными воззрениями: в архитектуре, музыке, танцах, орнаменте, костюмах, в некоторых бытовых навыках, в технике, медицине, астрономии. «Арабская культура и литература в средние века сыграли для испанского народа роль, отчасти аналогичную той, какую в эпоху Возрождения сыграла для всей Европы античность» А. А. Смирнов.
Еще в X веке арабская Испания превратилась в культурный центр не только мусульманского мира, но и Европы. Огромные успехи были достигнуты в области философии, медицины, поэзии, музыки, архитектуры, прикладного искусства. И в последующие века мавританская Испания оставалась главным очагом распространения в Европе великих произведений античной и арабской философской мысли, одним из тех мостов, которые соединяли духовную жизнь Востока и Запада.
Многовековая реконкиста закрепила раздробленность страны с четкой локализацией исторических областей. В XIII веке, называемом испанской историографией эпохой великих завоеваний, решающая роль принадлежала Кастилии — стране замков, занимающей пустынное плоскогорье Центральной Месеты; культура Кастилии тяготела к средневековой Франции, монахи и рыцари которой принимали участие в походах реконкисты, Королевство Арагон включало с XII века Каталонию, Валенсию и Балеарские острова. Даже внутри этого объединения все части были разными: суровый горный Арагон с его стойкими феодальными институтами и архаизмом традиций и процветающие приморские области Каталония и Валенсия, передовые торговые средиземноморские центры, обращенные к Лангедоку и Италии. В южной части полуострова, в Андалусии, открытой как бы своим фасадом к Африке, господствовала мавританская художественная цивилизация. Последним ее оплотом оставался Гранадский эмират.
Реконкиста привела к глубоким изменениям в социально-экономической, политической и духовной жизни народов Пиренейского полуострова. Захват воинственным дворянством и католической церковью большей части отвоеванной земли резко усилил могущество духовных и светских феодалов. Чрезвычайно возросло влияние церкви.
Но несмотря на ту огромную роль, которую играла церковь в процессе реконкисты, идейное влияние католицизма на жизнь испанского общества в ту пору было
Как только Ниневию обратили в груду развалин, разгорелась борьба за раздел ассирийских владений. Египетский фараон считал, что Палестина, Финикия и Сирия должны принадлежать Египту, как во времена Тутмоса III (3). Египетские войска дошли до Евфрата и заняли Кархемиш.
Иначе думали правители Вавилона. В 605 году до н.э. их войско во главе с царевичем Навуходоносором перешло Евфрат и обрушилось на Кархемиш. Произошло одно из самых крупных сражений древности. Кархемиш был обращён в пылающие руины. Египетский гарнизон был полностью уничтожен.
Навуходоносор. Древнее изображение
Навуходоносор вскоре стал царём Вавилона и продолжил завоевания. Он захватил Сирию, подчинил себе города Финикии и уничтожил Иудейское царство. В 587 году до н.э.после длительной осады был взят Иерусалим. Его стены и храм Яхве были разрушены, тысячи жителей насильственно переселены в Вавилон. Так началось «вавилонское пленение» евреев, о котором рассказано в Библии. Материал с сайта. Нововавилонское царство теперь немногим уступало по своим размерам Ассирийской военной державе. Но вавилонские цари не обладали такой деспотической властью, как повелители Ассирии. В Вавилоне большую роль играли жрецы и знать, с которыми цари были вынуждены считаться. Покорённые народы ненавидели завоевателей. В самом Вавилоне население было перемешано в результате насильственных переселений и проявляло равнодушие к судьбе государства. Это ослабляло Нововавилонскую державу.
Возникли особые группы населения: мосарабы (от искаженного арабского мустариб — арабизировавшийся), то есть христиане, жившие на территории, занятой маврами и сохранившие свою религию, законы и обычаи; с другой стороны, мудехары (от искаженного арабского мудаджжан — получившие разрешение остаться), то есть мусульмане, покорившиеся христианам, но также следовавшие своей религии и обычаям. Значительную группу населения в христианских и мусульманских городах составляли евреи. Народности Пиренейского полуострова оказались вовлеченными в орбиту высокой арабской культуры, многие особенности которой были затем восприняты испанским обществом. Это воздействие оказывалось непосредственнее в областях, не связанных в открытой форме с религиозными воззрениями: в архитектуре, музыке, танцах, орнаменте, костюмах, в некоторых бытовых навыках, в технике, медицине, астрономии. «Арабская культура и литература в средние века сыграли для испанского народа роль, отчасти аналогичную той, какую в эпоху Возрождения сыграла для всей Европы античность» А. А. Смирнов.
Еще в X веке арабская Испания превратилась в культурный центр не только мусульманского мира, но и Европы. Огромные успехи были достигнуты в области философии, медицины, поэзии, музыки, архитектуры, прикладного искусства. И в последующие века мавританская Испания оставалась главным очагом распространения в Европе великих произведений античной и арабской философской мысли, одним из тех мостов, которые соединяли духовную жизнь Востока и Запада.
Многовековая реконкиста закрепила раздробленность страны с четкой локализацией исторических областей. В XIII веке, называемом испанской историографией эпохой великих завоеваний, решающая роль принадлежала Кастилии — стране замков, занимающей пустынное плоскогорье Центральной Месеты; культура Кастилии тяготела к средневековой Франции, монахи и рыцари которой принимали участие в походах реконкисты, Королевство Арагон включало с XII века Каталонию, Валенсию и Балеарские острова. Даже внутри этого объединения все части были разными: суровый горный Арагон с его стойкими феодальными институтами и архаизмом традиций и процветающие приморские области Каталония и Валенсия, передовые торговые средиземноморские центры, обращенные к Лангедоку и Италии. В южной части полуострова, в Андалусии, открытой как бы своим фасадом к Африке, господствовала мавританская художественная цивилизация. Последним ее оплотом оставался Гранадский эмират.
Реконкиста привела к глубоким изменениям в социально-экономической, политической и духовной жизни народов Пиренейского полуострова. Захват воинственным дворянством и католической церковью большей части отвоеванной земли резко усилил могущество духовных и светских феодалов. Чрезвычайно возросло влияние церкви.
Но несмотря на ту огромную роль, которую играла церковь в процессе реконкисты, идейное влияние католицизма на жизнь испанского общества в ту пору было