1. Выпишите особенности экономического развития России во второй половине XIX – начале XX века (не менее 5 особенностей). 2. Укажите роль реформ П.А.Столыпина и С.Ю. Витте в экономическом развитии России.
3. На основании знаний, полученных в курсе истории, сравните модернизацию в России и в странах Запада.
когда проходила северная война? (1700 – 1721 гг.)
назовите причину северной войны? (получить выход к морю).
итоги северной войны? (в 1721 году между россией и швецией в небольшом городе ништадте был подписан мирный договор. по этому договору часть побережья (эстляндия, лифляндия, часть карелии) и несколько островов были переданы россии).
вывод: победа в северной войне россии обеспечить выход в море. деятельности петр i россия стала великой морской державой, одной из самых могущественных в мире.
iii. актуализация знаний, объявление новой темы.
послушайте, , внимательно такую и попробуйте определить о ком идет речь:
«в одном голландском городке , на верфи, где строили морские корабли, однажды появился новый плотник. вместе со всеми он строгал доски, забивал гвозди, таскал тяжёлые брёвна. когда строгий мастер окликал его: ”эй, плотник питер, иди сюда! ”, он торопливо подбегал и почтительно выслушивал приказание. после работы он долго шагал по городу, стараясь увидеть как можно больше интересного. с удивлением узнали впоследствии жители , что молодой плотник пётр михайлов - на самом деле царь пётр i, отправившийся в заграничное путешествие. не из праздного любопытства поехал за границу молодой царь. ”я - ученик и в учителях ”,- вырезал он на своей личной печати».
(«детская энциклопедия от а до я»)
а учиться, в самом деле, нужно было многому.
как вы думаете, о ком, пойдет речь сегодня на уроке? (ответы учащихся)
итак, тема нашего урока «петр i – первый российский император».
мы будем, говорит о неутомимом и энергичном царе, который за свою деятельность на благо россии получил прозвание «великий». узнаем, что нового внес петр i в жизнь страны?
iv. изучение нового материала.
на уроке нам встретятся новые слова, значения которых нам с вами нужно объяснить.
словарная работа:
император – правитель империи.
империя – большое, сильное монархическое государство, которым император.
правитель россии стал называться императором, а россия – империей. теперь, когда обращались к императору, то называли его «ваше императорское величество» или «государь император». коронация петра i проходила в москве в успенском соборе. для коронации использовали не шапку мономаха, а новую корону.