1. Як криза економіки посилила соціальне розша рування й напругу в радянському суспільстві? 2. Чому професії, пов'язані з постачанням збутом товарів, потрапили до переліку найпрестижніших?
3. Які деградаційні явища в царині суспільноï моралі спричинила економічна криза?
1.Хунну-прородители всех тюркских народов. Зародились на территории Монголии. Именно от них китайцы стали отгораживаться стеной от преследования китайцев хунны продвигались на запад. Часть их (малосильные хунны) осели на Алтае. Другая часть пошла дальше на запад.
Переход был трудным. Много женщин, не выдержав погибло. Хунны брали себе угорских жен. Контакты степняков-хуннов с "лесовиками"-уграми были мирными. Таким образом, антропологический тип хуннов (они были америконоиды) изменился.
В западных степях их стали называть гуннами. Гунны отличались от хунну примерно так же,как ковбои отличались от английских крестьян.
Одно из гуннских племен-ЧАВАШ сохранилось до наших дней.Можете съездить в Чебоксары-посмотреть на гуннов.
2.условное название совокупности этнических перемещений в Европе в IV—VII веках
3.увеличение численности варварских племен — им просто начало не хватать места для жизни;
глобальное похолодание — малый ледниковый период привел к тому, что племена двинулись в теплые края;
зарождение государственности — объединение племен в союзы породило и стремление к завоеваниям.
4.Европейский Юг России характеризуется многонациональным составом. На площади в 355.1 тыс. км2 проживают 42 народности. Следствием такой разнородности является длительный процесс формирования народа. В разные времена на Юге России обитали скифы, адыги, греки, хазары, монголы, славяне и другие народы. Особенно многообразен состав населения в горных областях, которые служили естественным рубежом между этническими группами. Многие народы Южного округа основали национально-государственные образования. Так, адыгейцы проживают на территории Адыгеи, осетины – в Алании, балкарцы – в Кабардино-Балкарии.
5.Глобальное изменеие климата нарушило относительное этническое и экономическое равновесие в Евразии. Пришли в движение не только этносы северной Европы, но и Центральной Азии. Этнос «сюнну-хунну» принадлежал к алтайской семье языков и обитал на территории теперешних Восточной (внутренней) и Внешней Монголии. Первоначально хунны жили в южном Забайкалье и занимались скотоводством. Особенно любили они разводить лошадей. Постоянных жилищ у гуннов не было, они постоянно кочевали вместе со своим скотом и даже не строили шалашей, а жили в кибитках. Такая подвижность хуннов, скорее всего, была связана с низкой продуктивностью пастбищ, в поисках корма для скота им приходилось постоянно перемещаться. Кочевали они по степи, заходили и в лесостепь. Известно, что с конца III в. до н.э. гунны стали совершать регулярные набеги на северо-западные границы Китая. Энергичный и талантливый предводитель Модэ сплотил племена хунну, покорил часть соседних народов и после ряда побед вынудил императора Китая заключить с ним «договор мира и родства», по которому Китайская империя фактически была обязана платить хуннам дань. Полагаю, что главной причиной, толкнувшей кочевников нападать на Китай, было все то же истощение степных пастбищ. Но постепено они, что называется, "вошли во вкус" и начали грабить земледельческий Китай. Скотоводы кочевники превратились в жестоких воинов с соответствующими стереотипами поведения.
Но на рубеже I–II в. н. э. после 300 лет своего существования Хуннская империя стала распадаться, и ее влияние резко упало. Л.Н. Гумилев пишет: "Китайское правительство так мало считалось с ними, что само подрывало их авторитет среди подданных. В этот период в Китае уже началось восстание «желтых повязок» и мятежи воевод. В то время, как шаньюй жил у Цао Цао, хунны приняли участие в гражданской войне на стороне повстанцев, но успехов не имели, и «южная орда хуннов опустела». Самостоятельная история южного Хунну прекратилась в 215 г., когда шаньюй Хучуцуань был арестован, а для управления хуннами назначен китайский наместник. По всей вероятности, к этому времени затянувшаяся аридизация климата затронула не только степи Центральной Азии, превратив их в пустыни Гоби и Алашань, но от засухи сильно пострадали и восточные районы земледельческого Китая, что и стало одной из главных причин восстания "желтых повязок".
6.Год и место рождения Аттилы остались неизвестны. Очень приблизительно его возраст можно определить на основании свидетельств очевидца Приска Панийского, который в 448 году дал описание Аттилы как человека с бородой, только тронутой сединой. Старший сын Аттилы, которого он послал править среди акациров в 448 году, был в таком возрасте, что ему требовался опекун в лице военачальника Онегесия. Всё это позволяет предположить рождение Аттилы в первом десятилетии V века. По одной из версий имя Аттила восходит к тюркскому Итиль, Атиль (Волга), и означает «волжанин», «человек с Волги», по другой версии имя происходит от тюркского слова «атлы, атли», что означает «именитый», «прославленный», второе же значение данного слова «всадник», «конник», по третьей версии имя восходит к слову «ата, атта», что с тюркских языков переводится «отец», «главный»
Идентификация «азиатских» и «европейских» гуннов нередко вызывала сомнение, так как в источниках нет прямых указаний на их миграцию к западу из среднеазиатских степей. Достоверно неизвестен и язык гуннских племен Востока и Запада, хотя по косвенным данным можно предположить, что их основную массу составляли и там и тут прототюркские племена, язык которых был предком современного чувашского. Это, конечно, не исключает многоязычия гуннских объединений, куда входили предки монголов, тунгусов, угров, а в Средней Азии и на Западе — ираноязычных племен.
Наибольшую трудность вызывает объяснение того обстоятельства, что в степях Юго-Восточной Европы гунны появились внезапно в 70-х годах IV в. Первой их жертвой стали приазовские ираноязычные аланы, лишь часть которых (предки осетин в горах Северного Кавказа. Вслед за тем, овладев Прикубаньем, гунны зимой, по льду, переправились через Керченский пролив и разгромили богатые города Боспорского царства. Вся причерноморская периферия античного мира вплоть до Днестра, сармато-аланские и готские племена были сокрушены в течение нескольких лет; частью они были включены гуннами в состав их орд, частью бежали за Днестр. К 376 г. гунны продвинулись непосредственно к границе Римской империи.
«Невиданный дотоле род людей,— пишет автор IV в. Аммиан Марцеллин, — поднявшийся как снег из укромного угла, потрясает и уничтожает все, что покажется навстречу, подобно вихрю, несущемуся с высоких гор». Для римского эрудита, изучавшего труды ранних авторов, гунны были новым племенем, «о котором мало знают древние памятники». В середине II в. автор стихотворного «Описания населения земли» Дионисий упоминает гуннов где-то в Прикаспии. Во второй половине II в. их отмечает там и знаменитый александрийский географ Клавдий Птолемей. Но даже для образованного человека IV в. эти краткие упоминания мало о чем говорили. Поэтому столкновение с невиданным дотоле народом казалось ужасным. По словам Аммиана Марцеллина, гунны, «которые превосходят всякую меру дикости», были «семенем всех несчастий и корнем разнородных бедствий»; «все они отличаются плотными и крепкими членами, толстыми затылками и вообще столь страшным и чудовищным видом, что можно принять их за двуногих зверей... кочуя по горам и лесам, они с колыбели приучаются переносить холод, голод и жажду; на чужбине они не входят в жилище, за исключением разве крайней необходимости... они плохо действуют в пеших стычках, но зато как бы приросли к своим выносливым, но безобразным на вид лошаденкам, и иногда, сидя на них по-женски, они исполняют все обычные свои дела; на них каждый из этого племени ночует и днюет, покупает и продает, ест и пьет и, пригнувшись к узкой шее своей скотины, погружается в глубокий сон... Если случится рассуждать о серьезных делах, они все сообща советуются в том же обычном порядке; они не подчиняются строгой власти царя, а довольствуются случайным предводительством знатнейших и сокрушают все, что попадается на пути... У них никто не занимается хлебопашеством и никогда не касается сохи. Все они, не имея определенного места жительства... кочуют по разным местам, как будто вечные беглецы, с кибитками, в которых они проводят жизнь. Здесь жены ткут им жалкую одежду, спят с мужьями, рожают детей и кормят их до возмужалости. Никто из них не может ответить на вопрос, где его родина, он зачат в одном месте, рожден далеко оттуда, вскормлен еще дальше».
В своем ярком описании гуннов Аммиан Марцеллин допустил ряд преувеличений, наделив гуннов традиционными чертами самых диких северных племен. Гунны имели достаточно развитую материальную культуру и такие навыки военного дела, вплоть до стенобитной техники, которые позволяли им сокрушать хорошо вооруженных противников, брать их укрепления и города. Но несомненно, что пришедшие в Европу племена утратили многое из достижений экономического, социального и культурного развития, которые были характерны для гуннского государства в Центральной Азии. Собственные производительные силы европейских гуннов были ничтожны. Захват продуктов труда оседлых народов, пленение и обращение в рабство ремесленников сделались для гуннов основным источником добывания жизненных благ, а их общество стало полностью паразитическим. Все это с особой силой проявилось в последующий период, когда гунны прорвали пограничную линию Римской империи.
(как то так)