1. Як називалося об'єднання купців у середньовічних містах? Розділ іі. СЕРЕДНЬОВІЧНИЙ СВІТ ЗАХІД
2. Якою була середня тривалість життя середньовічної людини?
Б 32-42 роки
A 22-32 роки
г 52-62 роки
в 42-52 роки
3. Який період став часом активної європейської колонізаці
Б VIII-XI ст.
A VI-VIII CT.
г XII-XIV ст.
B XI-XIII CT.
4. Чи міг селянин бути сеньйором або васалом?
Б так, але лише васалом
А ні, ніколи
В так, і сеньйором, і васалом
г так, але лише сеньйором
5. Як називають велику групу людей, яка відрізняється своїми
спадковими правами й обов'язками, місцем у суспільстві?
А цех
Б гільдія
В стан
г феод
6. Де зародилося чорне духовенство (чернецтво)?
А Італія
Б Франція
в Палестина
гЄгипет
2. Здійснюючи християнізацію Європи, ірландські ченці охрести-
ли північну частину
A Британії
Б Італії
в Іспанії
в Візантії
Коли відбувся остаточний розкол між західною і східною хрис-
тиянськими церквами?
Б 1073 р.
г 1096 р.
9. Представників міської верхівки у Середньовічній Європі нази
А 1054 р.
В 1077 р.
А бюргерами
Б плебсом
В патриціатом
г феодалами
10. Укажіть назву будівлі, у якій розташовувалися органи управ
ління середньовічним містом. .
Б замок
г магістрат
А цех
В ратуша
A ex
В орден
12. До складу середньовічних цехів входили
А купці
Б майстри
в підмайстри
гучні
Б братство
ггільдія
Памятник Минину и Пожарскому был первым памятником в Москве, поставленным не в честь государя, а в честь народных героев. Средства на памятник были собраны по всенародной подписке. Мартос работал над памятником с 1804 по 1817 г. Это лучшее творение И. П. Мартоса, сумевшего воплотить в нем высокие идеалы гражданской доблести и патриотизма. Скульптор изобразил момент, когда Кузьма Минин, указывая рукой на Москву, вручает князю Пожарскому старинный меч и призывает его встать во главе русского войска. Опираясь на щит, раненый воевода приподнимается со своего ложа, что символизирует пробуждение народного самосознания в трудный для Отечества час.
Фигура Минина безраздельно господствует в композиции. Навсегда запоминается его призывный жест. Рука, вскинутая вверх, не только призывает Пожарского, она как бы обращена ко всему народу, поднимает его на борьбу. Мужественное лицо хотя и напоминает своими чертами лицо Зевса, но подстриженные в скобку волосы придают ему характер русского крестьянина. Хитон, обшитый по краю узором, напоминает русскую рубаху. Энергично вылепленный торс и широкий шаг придают всей фигуре Минина силу и уверенность. Пожарский, ещё не оправившийся от ран, сидит на ложе. Его фигура в античном одеянии несколько нерешительна, она вообще менее удалась Мартосу, но основное движение выражено ясно: он откликнулся на призыв Минина. В одной руке Пожарский держит щит с изображением а другая положена на меч, протянутый Мининым. Как и в гравюре, меч является центром композиции и связывает обе фигуры, символически устанавливая их единство. Претерпел некоторые изменения лицевой барельеф: он стал лаконичнее, фигур стало меньше и трактовка их - выразительнее. Барельеф разделен на две части. В правой – группа мужчин приносит обильные пожертвования, в левой – группа женщин. По сравнению с первым вариантом эта группа стала ещё более выразительной. Коленопреклоненные женщины непросто отдают свои драгоценности, но плавным движением рук как бы возлагают их на алтарь Отечества. Позы женщин значительны и торжественны. Одежды на них античные, но Мартос вводит и русский мотив, украсив головы кокошниками.
Обращает внимание группа за женскими фигурами, в которой изображен отец с двумя сыновьями. Любимый ученик Мартоса С. И. Гальберг, лепивший голову отца, предал ей портретные черты своего учителя. Основанием для этого, видимо, послужило то, что сын Мартоса в 1812 г. сражался в армии Кутузова. Центром барельефа являются пожертвования, сложенные на земле. Над барельефом надпись: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия лета 1818 г.».
На другой стороне постамента барельеф посвящен победе Пожарского над врагами. Барельеф также разделен на две части – на одной изображены русские войны, спокойные и мужественные, во главе с Пожарским, конь которого топчет врага, на другой – группа поляков бежит, с ужасом оглядываясь на победителей. Однако этот барельеф менее удался Мартосу, чем лицевой, в нем недостает напряженности и выразительности, которые так характерны для творчества Мартоса. Важно отметить, что барельеф с приношениями нижегородцев помещен именно на лицевой стороне, а барельеф, посвященный Пожарскому, - на задней. Этим Мартос подчеркнул не только значение Минина, но и роль в освобождении Москвы.
Памятник Минину и Пожарскому принадлежит к тем произведениям, которые при осмотре их с разных точек зрения постепенно раскрывают свой идейный смысл. Ещё издали четко вырисовывается силуэт памятника, и первое на что мы обращаем внимание, - это высоко поднятая рука Минина, его призывной жест. Когда мы подходим ближе, перед нами встает во весь рост мужественная фигура Минина, который призывает Пожарского подняться с ложа и возглавить ополчение. Устремленным вперед взволнованным взглядом и движением руки, берущей меч, Пожарский как бы откликается на призыв. Если обойти памятник с другой стороны, то можно видеть, что Пожарский опираясь рукой на щит, как бы приподнимается на встречу Минина. С задней стороны отчетливо видны скрещенные на мече руки Минина и Пожарского символизирующие крепкое единство обоих героев. Таким образом, превосходное композиционное решение всей группы делает её выразительной с любой точки зрения
Реакционная политика правительства Александра 3-го коснулась всех сторон политич. и общественной жизни. Была восстановлена цензура, введены сословные принципы в начальной и средней школе, отменена автономия университетов, установлена бюрократич. опека над земским и городским самоуправлением. Правительству удалось на время стабилизировать политич. положение в стране, разгромить народнич. кружки, загнать в подполье остальную полит. оппозицию.