1.ЗАДАНИЕ
(а)Первые попытки комплексного изучения Казахстана, предпри¬нятые Россией в XVIII в., связаны с именем М. В. Ломоносова.
ПРАВДА ИЛИ ЛОЖЬ?
(б)Крупным итогом изучения Казахстана русскими учеными явился выход в свет книги А. И. Левшина «Описание киргиз-казачьих, или киргиз-кайсацкий орд и степей» в пяти частях (1832).
ПРАВДА ИЛИ ЛОЖЬ?
(в)В 1883 году в г. Орске Оренбургской губернии открылась первая учительская школа для казахов. В открытии этой школы большая заслуга принадлежала И. Алтынсарину.
ПРАВДА ИЛИ ЛОЖЬ?
(г)Новым этапом научной деятельности Чокана Валиханова стала конфиденциальная поездка в Кашгарию в 1858 г., когда впервые после Марко Поло и иезуита Геоса (1603) он побывал в этой малоиз-вестной стране и написал знаменитый труд: «Тауарих хамса».
ПРАВДА ИЛИ ЛОЖЬ?
ПРЕДМЕТ:ИСТОРИЯ КАЗАХСТАНА
ответ: НЕТ
Объяснение:
Убеждённое мнение старообрядцев в том, что «праздность – училище злых» влекла за собой самоконтроль и дисциплину. Кстати, согласно Максу Веберу, протестантская этика в экономической сфере очень зависима с религиозностью человека, его набожностью. В этом старообрядцы и протестанты были схожи. Говоря о медленной и продуманной жизни староверцев, можно указать на тот момент, что большая их часть была населена на Севере европейской части России, поэтому и формировалась под влиянием северорусской народности.
Староверы бережно относились к своим накоплениям, потребление с их стороны были очень низкие, отказ от расточительства и необдуманных трат приводили к тому, что накопление капиталов в инвестиции в производство, промышленность и торговлю шло гораздо быстрее. Суровость образа жизни и непритязательность отличала родоначальников купеческих династий Рябушинских, Морозовых, Бугровых, Гучковых и других.
Складывалась на обустройстве «старообрядческого капитализма» дух общины, притязания к единоверцам оказывало сильную поддержку среди всех представителей общины. Таким образом старообрядцы пытались через свою ухоженную, рациональную экономику укрепиться в обществе.
Каковы были причины экономического успеха старообрядцев подробно описал в своей автобиографической работе «Судьбы русского хозяина» старообрядец Владимир Рябушинский.
Главные качества русского предпринимателя – продуманность и осторожность. Настоящие купцы, согласно Рябушинскому, продумывают свои риски и вероятность плохого вложения, они руководствуются осторожностью в принятии своих решений.
К концу XIX века старообрядцы имели значительные капиталы.
«Раскольников на Урале умножилось. На заводах Демидовых и Осокиных приказчики – раскольники, едва ли не все! Да и сами промышленники некоторые – раскольники… И ежели оных выслать, то конечно, им заводов держать некем. И в заводах Государевых будет не без вреда! Ибо там при многих мануфактурах, яко жестяной, проволочной, стальной, железной, почитай всеми харчами и потребностями торгуют олоняне, туляне и керженцы – все раскольники», - сообщали в Петербург тайные доносчики на Урале в 1736 году. Действительно, на Урале жило огромное количество представителей Старообрядчества. Только Пермской и Тобольской губерниях в 1897 году проживало 218 396 и 72 600 староверов соответственно. Конечно, реальные данные разнились от статистических, не все староверы были готовы рассказывать о своей вере.
Ближе к середине XIX - началу XX веков большинство старообрядцев-капиталистов уже отошли от архаичного уклада жизни, адаптируясь под современный на тот момент темп жизни (алкоголь и курение сигары для них уже не считалось грехом).
Староверы были практичными людьми, считающие, как и многие другие в те годы, что самодержавное устройство страны затормаживает ее развитие как в социальном, так и в экономическом (последнее особенно было важно для старообрядцев). Поэтому после «выхода из-под полы», принятием в 1905 году указа «Об укреплении начал веротерпимости». Манифесты 1905 года «Об усовершенствовании государственного порядка» и «Об учреждении Государственной Думы», благодаря чему в России появился первый в отечественной истории классический для нас парламент, вместе с Указом о веротерпимости дали на некоторое время шанс на перемены. Происходили реформы очень медленно, причем далеко не все старообрядцы верили, что возврата к прежним порядкам не будет.
Историк старообрядчества О. П. Ершова пишет, что в 1917 году одно из региональных собраний старообрядцев признало самодержавие не обеспечить соблюдение прав, дарованных Указом о веротерпимости, и не соответствующим интересам народа. Подобные случае по стране случались часто.
Многие староверы или выходцы из таких семей придерживались демократических, довольно оппозиционных взглядов и мнений, состояли в партиях. Многие из них занимали после Февральской Революции высокие посты в правительстве.
Например, один из лидеров либерал-центристской Прогрессивной партии А. И. Коновалов, член IV Государственной Думы, позже занял пост министра торговли и промышленности во Временном правительстве. Его ближайший соратник П. П. Рябушинский, издатель газеты «Утро России», был членом Государственного Совета и председателем Военно-промышленного комитета. Основатель партии «Союз 17 октября» и председатель III Госдумы А. И. Гучков во Временном правительстве стал военным и морским министром.
Уже после Октябрьской революции практически все старообрядцы потеряли своё имущество и капиталы, многие из них эмигрировали преимущественно США, также в Западную Европу. Другие уже при СССР были репрессированы, советская власть не особо жаловала староверов (да и всех верующих). Были и те, кто находясь за границей, продолжали свою политико-общественную деятельность на Западе, например, Коновалов и Гучков. Многие потомки эмигрировавших продолжают традиции своих предков.
В начале 18 века были предприняты экспедиции в различные территории государства, с целью составления карт, описания земель и изучения природных богатств. Особое значение отводилось совсем плохо исследованным, но в то же время стратегически важным регионам.
Земли Сибири и Дальнего Востока, подвергались пристальному вниманию русских ученых 18 века. Такие экспедиции привели к организации на Урале промышленного комплекса, который обеспечивал Российскую Империю металлургической продукцией.
За 18 век русские путешественники совершили много важных географических открытий. Экспедиция Беринга и Черикова на Камчатку, смогла открыть новый пролив, соединяющий Европу и Азию. Путешественники стали выпускать фундаментальные научные труды, которые в освоение земель.Во второй половине 18 века, русская наука продолжала уделять особое внимание исследованию территорий. Только немного сменив вектор своего направления, экспедиции теперь направляются в Крым, на Кавказ, Юг Украины и в Русскую Америку.
В 1745 году, в российской науке 18 века произошло большое событие. Был выпущен «Атлас Российской Империи», который описывал русские территории в полном объеме.
Развивалась в 18 веке механика, а также математические науки. 18 век подарил России такого выдающегося ученного как Андрея Константиновича Нартова. Он был механиком, ставший личным токарем императора. Вскоре был отправлен на обучение за рубеж, возглавлял мастерскую Летнего дворца, проектировал станки и новые механизмы. Механизмы Нартова применялись при строительстве плотин, верфей, каналов. Нартов – автор первого в мире токарно-винторезного станка.
В 18 веке, в России было много замечательных ученых и мастеров. Среди них стоит отметить механика – самоучку Кулибина, имя которого стало нарицательным. Кулибин изобрел множество оригинальных и интересных вещей. Он создал прототип прожектора, изобрел семафорный телеграф, сконструировал лифт, придумал новый часовой механизм.
Наука 18 века в России принесла еще одно новое явление. Петр I велел начать собирать всяческого рода коллекции. Так была основана Кунсткамера, которая стала первым русским музеем. Её название происходит из немецкого слова, означающая в переводе кабинет редкостей.