1. Завоевание Римом Италии шло медленно, нередко римляне терпели по- ражения. Что им завоевать всю Италию?
2. Покажите на карте (с. 226) территорию, которую занимала Римская респуб
лика после побед в Италии. Какие народы подчинились власти Рима? Почему
римляне действовали по отношению к ним по правилу «Разделяй и властвуй
22
Вопросы и задания к главе 13
1. Сравните природные условия Древней Греции и Апеннинского полуост.
рова. Какое значение природные условия имели для жителей Рима?
2. Используя текст 8 38, докажите наличие у этрусков Цивилизации.
3. Начертите линию времени, на которой укажите важнейшие даты исто
рии Древнего Рима от возникновения города до времени завоевания рим-
Лянами Италии.
4. Объясните значения слов: патриций, плебей, ликтор, сенат, консул, на-
родный трибун, форум.
5. Как изменилось к III (3) веку до н.э. внутреннее развитие Рима? Как из-
менилось к этому же времени его внешнее положение?
Объяснение:
Если брать особенности по сравнению с более ранними годами,то:
1) к началу 15 века ментальность населения сложилась в векторе восточного типа развития (хотя до этого, вектор был западный). Это произошло из-за монгольского ига.
2) феодальная раздробленность государства была преодолена, произошла централизация, в связи с чем начала развиваться экономика, культура, искусство.
*западная ментальность предполагает доминанту личности над государство, а восточная доминанту государства над личностью.
Основой традиционной цивилизации является община. Постепенно существующие в ней родо-племенные связи замещаются этническими, хозяйственными, религиозными, профессиональными и т. п. Базой развития общества становится унаследованная от родо-племенного строя корпоративность — включенность человека в социальное, религиозное или профессиональное сообщество, призванное сохранить существующий порядок вещей.
При этом интересы сообщества стоят над интересами отдельной личности, а ее собственностью распоряжается община. Интересы корпорации ограничивают свободу личности. Такая система не терпит изменений и очень консервативна. Для большинства традиционных цивилизаций характерна ксенофобия — неприятие и боязнь чужого, отождествляемого с враждебным.
Основой экономики традиционных цивилизаций является сельское хозяйство экстенсивного типа, направленное на овладение природными ресурсами. Его эффективность мала, а получаемые излишки незначительны. Поэтому доминирует натуральное хозяйство, а рынок играет небольшую роль.
Подавляющая часть населения проживает в деревне. Города являются центрами ремесла и торговли, но доля городского населения невелика.
Политическую и культурную жизнь организуют традиции и обычаи. Верховная власть связана с владением землей и носит личностный характер. В результате этого складывается иерархическое устройство общества.
Тип правления, характерный для традиционных цивилизаций Европы, основан на неизменности традиций, которые считались священными и неприкосновенными.
Другой тип правления — харизматический (от греч. слова харизма — дар) — связан с особыми качествами, присущими или приписанными конкретному правителю. Характерный для восточных цивилизаций, в Европе он, как правило, складывался в эпохи социальных бедствий.
Несмотря на развитые системы письменности, большинство людей в традиционных цивилизациях было неграмотно.