1. Ж. Артыкбаев. Несмотря на то, что завоевание территории Казахстана монголами сопровождалась разрушением городов и массовым истреблением людей (особенно во владениях Хорезм шаха) экономический и культурный прогресс не был задержан. В китайской хронике отмечается: «Чингис хан смял границы на пути между Востоком и Западом, сравнял с землёй крепости и бастионы, которые препятствовали экономическим и культурным отношениям и после этого взаимные связи Востока и Запада начали расцветать.» 2. Кан Г. В. Монгольское нашествие внесло существенные изменения в этнополитическое развитие Казахстана, оно принесло с собой разрушения и опустошения, неисчислимые бедствия. Монголы полностью уничтожили города Отрар, Сыгнак, Ашнас. Монгольское завоевание сопровождалось истреблением людей, обращением их в рабство, разрушением оазисов, производительных сил, уничтожением материальных и культурных ценностей.
3. Гумилёв Л.Н. По поводу взятия монголами среднеазиатских городов существует вполне устоявшаяся версия: «Дикие кочевники разрушили культурные оазисы земледельческих народов». Эта версия построена на легендах, создававшихся придворными мусульманскими историографами. Например, сведения, сообщаемые историками о Мерве. Монголы взяли его в 1219 г. и якобы истребили там всех жителей до последнего человека. Но уже в 1220 г. Мерв восстал, и монголам пришлось взять город снова. И, наконец, ещё через 2 года Мерв выставил для борьбы с монголами отряд в 10 тысяч человек.
Плоды пылкой фантазии, воспринимаемые буквально, породили злую, «чёрную» легенду о монгольских зверствах. Если учитывать степень достоверности источников и задаваться простыми, но необходимыми вопросами, легко отделить историческую правду от литературных вымыслов.
4. Арабский историк Ибн аль-Асир. Если бы кто сказал, что с тех пор, как Аллах Всемогущий и Всевышний создал человека, по настоящее время мир не испытывал ничего подобного, то он был бы прав… Может быть род людской и не увидит ничего подобного этому событию до представления света и исчезновения мира… Монголы ни над кем не сжалились. А избивали женщин, мужчин, младенцев, распарывали утробы беременных и умерщвляли зародыши.
1. Прочтите, выберите позицию автора, с которой Вы согласны (укажите номер позиции). ( )
2. Свой ответ аргументируйте, приведя не менее 2-х фактов из изученных ранее уроков по теме. ( )
3. Вывод к ответу.
( )
1. «Мне ближе позиция №…» или «Я соглашаюсь с мнением историка…
2. «Доказательством этого я приведу следующие факты: 1)…, 2)...
3. «Таким образом, мы приходим к выводу, что….»
Объяснение:
Карл Великий-Король франків, король лангобардів, герцог Баварії, імператор заходу.
Основні напрямки діяльності:
1. Розширення територій Франкської держави.
2. Формування феодальних відносин у Західній Європі.
3. Створення упорядкованого християнської держави.
4. Розвиток освіти.
Основні підсумки діяльності:
1. За час його царювання франки здійснили 53 походи, з них 27 очолював сам Карл. Територія держави за час її правління збільшилася вдвічі.
2. Вища знать країни, пов'язана з Карлом ленною присягою, зобов'язана була бути на війну з підвладними людьми. З 789 Карл неодноразово видавав укази, що наказували кожній вільній людині знайти собі сеньйора, під керівництвом якого він повинен служити. Збільшувалося число залежних селян.
3. Імператор будував свою державу на релігійному фундаменті, державний устрій було підпорядковано християнським принципам. Прийнявши на себе місію "захисника Церкви", Карл підпорядкував її собі, а для зміцнення політичного впливу своєї держави він використовував проповідь християнства.
4. У 787 був виданий указ про створення шкіл при монастирях, в 789 — про обов'язкову освіту всього вільного чоловічого населення (залишився невиконаним). При дворі склався вчений гурток на чолі з Карлом, названий Академією.
За свої заслуги ще за життя Карл отримав прізвисько»Великий".