10. Прочтите отрывок из исторического источника и укажите, когда произошли описанные события.
«Весь народ возопил: волим под царя восточного, православного, крепкою рукою в нашей благочестивой вере умирати, нежели ненавистнику Христову поганину достати. Потом полковник… Тетеря, ходячив по кругу, на все стороны спрашивал: вси ли тако соизволяете? Рекли весь народ: вси единодушно».
1 1632 2 1648 3 1654 4 1667
11. Даты 1645, 1676, 1682 г. относятся к началу
1 войн России с соседними государствами
2 крупных народных выступлений
Реконструкция древней политической истории казахов, роли ханов, биев и батыров во взаимоотношениях с соседними народами и государствами являются важнейшей задачей ученых Института востоковедения. Бесценными в этом плане представляются устные источники, в которых мы черпаем различные сведения о событиях материального быта наших предков, их домашней утвари, одежде, вооружении. Важно отметить, что именно благодаря сохранившейся устной традиции казахов мы сегодня имеем возможность изучать историю с позиции собственно народных оценок (взгляд изнутри), выявлять закономерности их происхождения, влияния на сегодняшний день, изучать вклад выдающихся личностей в развитие казахской государственности. При этом многие спорные моменты в истории казахов разрешать именно дастаны, шежире, предания и песни-жырау. В них зачастую мы находим подтверждение данным археологической науки, рукописным источникам XVIII-XIX веков и более древним письменным материалам на персидском и тюркском языках. К устной исторической традиции относятся такие жанры казахского фольклора, как исторические дастаны (тарихи жырлар), героические дастаны (батырлық жырлар), исторические песни (тарихи өлең), генеалогия (шежіре), законы, предания, песни-жырау (толғау). Например, в дастанах казахских акынов описаны исторические события XVII-XIX веков. Это исторические песни, сложенные в честь ханов Абылая, Кенесары, батыров Бекета, Исатая, Махамбета и многих других достойных сынов казахского народа. Продолжают традицию устного народного творчества богатырские эпосы. Они с большей близостью к реальности воспевают те или иные события и с большим содержанием лирически субъективной оценки этих событий в форме хвалы или порицания. Эпос крайне интересен в изучении, так как отражает национальное так, как оно отложилось в памяти самого народа. В них мы находим подробности об общественных и бытовых отношениях казахов, обычаях, верованиях и общественных идеалах, царивших в те времена. В исторических дастанах (тарихи жырлар) уже описываются взаимоотношения казахов с соседними народами - войны, союзные отношения, родоплеменной состав жителей, вынужденные перекочевки. Исторические дастаны, дошедшие до наших дней, в основном касаются событий XVII-XVIII веков. То есть времени правления хана Тауке, закона «Жеті жарғы», джунгаро-калмыкских войн, истории Толе-би, ханов Жанибека, Касыма, Абулмамбета, Абылая, героических деяний батыров Каракерея, Кабанбая и других.
Реконструкция древней политической истории казахов, роли ханов, биев и батыров во взаимоотношениях с соседними народами и государствами являются важнейшей задачей ученых Института востоковедения. Бесценными в этом плане представляются устные источники, в которых мы черпаем различные сведения о событиях материального быта наших предков, их домашней утвари, одежде, вооружении. Важно отметить, что именно благодаря сохранившейся устной традиции казахов мы сегодня имеем возможность изучать историю с позиции собственно народных оценок (взгляд изнутри), выявлять закономерности их происхождения, влияния на сегодняшний день, изучать вклад выдающихся личностей в развитие казахской государственности. При этом многие спорные моменты в истории казахов разрешать именно дастаны, шежире, предания и песни-жырау. В них зачастую мы находим подтверждение данным археологической науки, рукописным источникам XVIII-XIX веков и более древним письменным материалам на персидском и тюркском языках. К устной исторической традиции относятся такие жанры казахского фольклора, как исторические дастаны (тарихи жырлар), героические дастаны (батырлық жырлар), исторические песни (тарихи өлең), генеалогия (шежіре), законы, предания, песни-жырау (толғау). Например, в дастанах казахских акынов описаны исторические события XVII-XIX веков. Это исторические песни, сложенные в честь ханов Абылая, Кенесары, батыров Бекета, Исатая, Махамбета и многих других достойных сынов казахского народа. Продолжают традицию устного народного творчества богатырские эпосы. Они с большей близостью к реальности воспевают те или иные события и с большим содержанием лирически субъективной оценки этих событий в форме хвалы или порицания. Эпос крайне интересен в изучении, так как отражает национальное так, как оно отложилось в памяти самого народа. В них мы находим подробности об общественных и бытовых отношениях казахов, обычаях, верованиях и общественных идеалах, царивших в те времена. В исторических дастанах (тарихи жырлар) уже описываются взаимоотношения казахов с соседними народами - войны, союзные отношения, родоплеменной состав жителей, вынужденные перекочевки. Исторические дастаны, дошедшие до наших дней, в основном касаются событий XVII-XVIII веков. То есть времени правления хана Тауке, закона «Жеті жарғы», джунгаро-калмыкских войн, истории Толе-би, ханов Жанибека, Касыма, Абулмамбета, Абылая, героических деяний батыров Каракерея, Кабанбая и других.