Александр Невский, князь Новгородский (1236-1251), великий князь Владимирский (1252-1263), проявивший выдающиеся полководца и дипломата.
В традицию Русской православной церкви образ «благоверного князя Александра Невского» вошел как новый тип святого воина не мученическими подвигами и не только личным благочестием, а в первую очередь своими государственными деяниями.
Александр — сын великого князя Ярослава Всеволодовича и княгини Феодосии, внук великого князя Всеволода III Большое Гнездо.
В 1239 женился на полоцкой княжне Александре Брячиславовне.
Учитывая угрозу наступления шведских рыцарей, построил укрепления на р. Шелони.
15 июля 1240 сразился со шведами, когда те, помышляя о господстве над Новгородом, дошли на кораблях до устья р. Ижоры, впадающей в Неву.
В этой битве, получившей имя «Невской» и давшей Александру его прозвище, иноземцы во главе с зятем шведского короля Биргером потерпели сокрушительное поражение, причем сам Александр «возложи» Биргеру «печать на лице острым своим копием», как бы пометив его рабским клеймом.
Согласно житию князя, ижорский старейшина Пелгуй увидел на рассвете перед битвой ладью со святыми Борисом и Глебом, приплывшими сроднику своему князю Александру».
На том же берегу, где полки Александра не смогли пройти, нашли «многое множество избиенных от ангела Господня».
Так победа новгородцев обрела черты священного эпоса.
Во о происхождении Рюрика и его роли в формировании Древнерусского государства составляют один из центральных споров между сторонниками и противниками норманской теории. Происхождение Рюрика до сих пор вызывает у исследователей ожесточённые споры. Часть из них уверена, что он был скандинавским конунгом, другие считают его славянином балтийского происхождения. Некоторые исследователи склонны отождествлять его с датским конунгом Рёриком Ютландским – согласно датским источникам, представителем семьи Скиольдунгов, владевшей в 837–850 городом Дореснадом во Фрисландии. Со своей дружиной Рёрик совершал набеги в Германию, Францию Англию и Швецию вплоть до 860, когда был «призван из-за моря от немцев» (так сообщает летопись) и обосновался в «городе славян» – Ладоге, откуда и пришёл в Новгород. Важнейшим письменным источником, содержащем сведения о биографии Рюрика, является Повесть временных лет, которая сообщает следующее: «В 862 г. представители племен чуди, словен, кривичей и веси пригласили к себе на княжение главу варяжского племени русь – Рюрика со всем его родом». Необходимость в таком приглашении заключалась в том, что в формирующемся союзе племен все время шли споры о том, кто его будет возглавлять: представители словен, кривичей, чуди или веси? Пришлый человек, имеющий опыт государственного управления, показался всем самой подходящей для этого поста кандидатурой. В том же 862 г. Рюрик со всеми родственниками прибыл в земли славян и занялся в первую очередь их охраной от набегов других варягов. Для этого в устье Волхова он построил город-крепость Ладогу и сам в нём остался. Младших братьев он послал в другие пограничные пункты: Синеуса на Белоозеро, Трувора – в Изборск. Через два года Синеус и Трувор умерли, и Рюрику пришлось править одному. В соответствии с гипотезой, выдвинутой в XVIII веке Г.Ф. Миллером и поддержанной впоследствии советским академиком Б.А. Рыбаковым, сведения о братьях Рюрика являются результатом ошибочного перевода со шведского. По это версии в действительности имя «Синеус» представляет собой искажённое «свой род» (швед. sine hus), а «Трувор» — «верная дружина» (швед. thru varing). Впрочем, работы современных лингвистов указывают на научную несостоятельность такого перевода. Согласно летописному преданию, в качестве Рюрик стал использовать своих мужей – представителей знати. Одного послал в Полоцк, другого – в Ростов, третьего – на Белоозеро. В это же время в Киев отправились Аскольд и Дир. В задачу посланцев Рюрика входили оборонные функции (от варягов и хазар) сбор пошлин с купцов, проплывавших по рекам (Волхову, Вытегре, Днепру, Западной Двине и т.д.), и дани с местного населения. Сам Рюрик через некоторое время переселился в район Новгорода, где собирались старейшины племен (об этом напоминают названия новгородских концов: славенский, неревский – меревский и людин – чудин). Бывшая резиденция Рюрика сейчас называется Рюриково городище, в свою очередь Новгород как город возник позднее. В 879 г. Рюрик скончался, передав власть родственнику Олегу, поскольку его сын Игорь был совсем мал. (Источник информации - портал История.РФ, https://histrf.ru/lyuboznatelnim/dictionary/b/riurik)
Александр Невский, князь Новгородский (1236-1251), великий князь Владимирский (1252-1263), проявивший выдающиеся полководца и дипломата.
В традицию Русской православной церкви образ «благоверного князя Александра Невского» вошел как новый тип святого воина не мученическими подвигами и не только личным благочестием, а в первую очередь своими государственными деяниями.
Александр — сын великого князя Ярослава Всеволодовича и княгини Феодосии, внук великого князя Всеволода III Большое Гнездо.
В 1239 женился на полоцкой княжне Александре Брячиславовне.
Учитывая угрозу наступления шведских рыцарей, построил укрепления на р. Шелони.
15 июля 1240 сразился со шведами, когда те, помышляя о господстве над Новгородом, дошли на кораблях до устья р. Ижоры, впадающей в Неву.
В этой битве, получившей имя «Невской» и давшей Александру его прозвище, иноземцы во главе с зятем шведского короля Биргером потерпели сокрушительное поражение, причем сам Александр «возложи» Биргеру «печать на лице острым своим копием», как бы пометив его рабским клеймом.
Согласно житию князя, ижорский старейшина Пелгуй увидел на рассвете перед битвой ладью со святыми Борисом и Глебом, приплывшими сроднику своему князю Александру».
На том же берегу, где полки Александра не смогли пройти, нашли «многое множество избиенных от ангела Господня».
Так победа новгородцев обрела черты священного эпоса.
Во о происхождении Рюрика и его роли в формировании Древнерусского государства составляют один из центральных споров между сторонниками и противниками норманской теории. Происхождение Рюрика до сих пор вызывает у исследователей ожесточённые споры. Часть из них уверена, что он был скандинавским конунгом, другие считают его славянином балтийского происхождения. Некоторые исследователи склонны отождествлять его с датским конунгом Рёриком Ютландским – согласно датским источникам, представителем семьи Скиольдунгов, владевшей в 837–850 городом Дореснадом во Фрисландии. Со своей дружиной Рёрик совершал набеги в Германию, Францию Англию и Швецию вплоть до 860, когда был «призван из-за моря от немцев» (так сообщает летопись) и обосновался в «городе славян» – Ладоге, откуда и пришёл в Новгород. Важнейшим письменным источником, содержащем сведения о биографии Рюрика, является Повесть временных лет, которая сообщает следующее: «В 862 г. представители племен чуди, словен, кривичей и веси пригласили к себе на княжение главу варяжского племени русь – Рюрика со всем его родом». Необходимость в таком приглашении заключалась в том, что в формирующемся союзе племен все время шли споры о том, кто его будет возглавлять: представители словен, кривичей, чуди или веси? Пришлый человек, имеющий опыт государственного управления, показался всем самой подходящей для этого поста кандидатурой. В том же 862 г. Рюрик со всеми родственниками прибыл в земли славян и занялся в первую очередь их охраной от набегов других варягов. Для этого в устье Волхова он построил город-крепость Ладогу и сам в нём остался. Младших братьев он послал в другие пограничные пункты: Синеуса на Белоозеро, Трувора – в Изборск. Через два года Синеус и Трувор умерли, и Рюрику пришлось править одному. В соответствии с гипотезой, выдвинутой в XVIII веке Г.Ф. Миллером и поддержанной впоследствии советским академиком Б.А. Рыбаковым, сведения о братьях Рюрика являются результатом ошибочного перевода со шведского. По это версии в действительности имя «Синеус» представляет собой искажённое «свой род» (швед. sine hus), а «Трувор» — «верная дружина» (швед. thru varing). Впрочем, работы современных лингвистов указывают на научную несостоятельность такого перевода. Согласно летописному преданию, в качестве Рюрик стал использовать своих мужей – представителей знати. Одного послал в Полоцк, другого – в Ростов, третьего – на Белоозеро. В это же время в Киев отправились Аскольд и Дир. В задачу посланцев Рюрика входили оборонные функции (от варягов и хазар) сбор пошлин с купцов, проплывавших по рекам (Волхову, Вытегре, Днепру, Западной Двине и т.д.), и дани с местного населения. Сам Рюрик через некоторое время переселился в район Новгорода, где собирались старейшины племен (об этом напоминают названия новгородских концов: славенский, неревский – меревский и людин – чудин). Бывшая резиденция Рюрика сейчас называется Рюриково городище, в свою очередь Новгород как город возник позднее. В 879 г. Рюрик скончался, передав власть родственнику Олегу, поскольку его сын Игорь был совсем мал. (Источник информации - портал История.РФ, https://histrf.ru/lyuboznatelnim/dictionary/b/riurik)