100 1 противоречия политического и социально- харктера между джунгарским и казахским ханствами. военные рейды и усиливающаяся экспансия джунгарского ханства . 2 первый курултай казахских общин в 1710 г против джунгарской экспансии 3 военные поражения казахов в 1716 , 1717 , 1718 гг. актабан-шубырынды - как период наиболее мощного наступления джунгар в 1723-1725 гг
Во второй половине ХVII века в Казахском ханстве произошли важные изменения. Шел процесс этнической консолидации народа, укрепление государственности, укреплялись взаимоотношения с соседними народами и государствами. В Казахском ханстве реформы. Они касались различных сторон жизни Казахского ханства. Этнотерритория каждого народа - продукт длительного процесса. На ней передаются традиции и навыки в хозяйственной, экономической, культурной и политической жизни. И, естественно, всякая территория этноса подвижна, ибо она является исторической категорией. Историк А. Сабырханов правильно указывает, что в ХVІ-ХVП вв. углубились и усилилась интеграция казахской народности. И изменения в жизни общества - хозяйственное развитие, войны - сказались на территории казахов (1). Казахская народность консолидировалась на сложном перекрестке азиатского континента, и простым этот вопрос не мог быть.
В «описании сибирского царства», составленном в XVII веке говорится о расселении джунгар в Прииртышье: «А от Ямышева озера вверх по Иртыш реке Черных Калмык до улусов Бошохты хана Зайсанкуль урочище великому озеру; ширина тому озеру Зайсанкулю 7 поприщ; о посреди того озера бежит Иртыш река; ходу стругами 2 месяца, а сухим путем степью, лошадьми 2 недели, кочевным ходом. У Бошохты хана или у царя Черных Калмык и у Тайш, у товарищей его, в увлусах их служилых в 15 дней збриается 100 000 человек конных, а пеших нет и не бывает; бой у них лучной, а огненных ружья небольшое, и то с фитилем; скот в их улусах зело много, верблюдов от одной и о двух кочках, лошадей добрых, коров разных родов, овец больших, назади с куйрунки по ведру, малых лошадок, сиречь ишеков родом, с великими ушми, по аршину; много также бобров, барсов, лисиц белых, птиц и всяких рыб многое множество; хлеб всякой яровой зело родится; просо и полба, пшеница» (29).
Таким образом, район распространения джунгар и их религии биддизма занимал северную и северо-восточную, юго-восточную части Казахстана. Кетменский хребет Тянь-Шаня, Чуйская долина, Александровский хребет, северные ущелья Терескей и Заилийского Алатау, долину р.Или, ущелья Теректы, долину Каратала, горную систему Барлык, горы Тарбагатая, котловину Зайсана, юго-западные склоны Алтая, верхняя и средняя долина Иртыша.