11. Как назывался советский космический аппарат, исследовавший поверхность Луны?
а) «Луноход»; б) «Восток»; в) «Авангард»; г) «Союз».
12.Что было не характерно для духовной жизни СССР в 1970-х гг.?
а) отъезд за границу многих видных деятелей культуры;
б) запрет на публикацию произведений А. И. Солженицына;
в) включение в сетку вещания Всесоюзного радио программ радиостанций «Голос Америки» и «Свобода»;
г) поддержка государством создания произведений на революционную и производственную тематику.
13. Каким понятием характеризовалось творчество писателей Ф. А. Абрамова, В. П. Астафьева, В. Г. Распутина?
а) деревенский реализм; б) антисоветский реализм;
в) деревенская проза; г) колхозная проза.
14. Какой фильм не относится к работам А. А. Тарковского?
а) «Андрей Рублев»; б) «Солярис»; в) «Сталкер»; г) «Трудно быть богом».
15. Кто входил в число выдающихся бардов?
а) А. А. Галич, Э. А. Хиль; б) А. А. Галич, В. С. Высоцкий;
в) В. С. Высоцкий, И. М. Смоктуновский; г) Ю. С. Визбор, 3. Л. Соткилава.
16. Кто не относится к вы
а) М. М б) Н. В. Павлова; в) Т. М. Лиознова; г) М. Э. Лиепа.
17. Что было характерно для международных отношений во второй половине 1960-х гг.?
а) восстановление дружественных отношений между СССР и Китаем;
б) подписание договора об ограничении стратегических вооружений;
в) прекращение войны в Индокитае;
г) достижение военно-стратегического паритета между СССР и США.
18. Какое положение не содержалось в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе?
а) неприменение силы или угрозы силой;
б) частичный пересмотр послевоенных границ;
в) невмешательство во внутренние дела государств;
г) уважение прав и основных свобод человека.
19. Какое событие произошло в 1975 г.?
а) советско-американский космический полет по программе «Союз» — «Аполлон»;
б) ввод советских войск в Афганистан;
в) временный разрыв отношений между СССР и Кубой;
г) подписание договора об ограничении систем противоракетной обороны.
20. Какой стране СССР не оказывал экономическую и военную а) Эфиопии; б) Египту; в) Южно-Африканской Республике; г) Ираку.
Центры культуры
Раздробленность и нашествия монгол привело к увяданию небольших культурных центров, однако все большее количество ремесленников и других мастеров находило пристанище в крупных княжествах. Так, центрами возрождения культуры стали Новгородская и Псковская земли, которым удалось сохранить старое наследие Киевской Руси.
Крупные княжества обладали большой силой, которая позволяла оказывать все большее сопротивление монгольским захватчикам. В результате, с усилением борьбы, стали появляться памятники культуры, которые стали отражением этой борьбы. Кроме того, намечается объединение земель, что также развитию ремёсел и искусств.
Идея единства Руси и борьбы с захватчиками становится основной в культуре этого периода.
Со 2-ой половины 14 века начинается активная борьба с захватчиками, важным центром в этой борьбе становится Москва. Объединение князей вокруг Москвы также приводит к тому, что город становится и культурным центром.
ЗодчествоКаменное зодчество, которое прекратило своё развитие на время нашествия начинает возрождаться. Начинается активное строительство храмов. Первым городом, который решился на восстановление после монголо-татарского ига стала Тверь, где был построен храм Преображения. Следом за Тверью начали возрождаться и другие города.
ПисьменностьСтремление к единению и победе над захватчиками привело к тому, что стала активно развиваться литература и письменность. Во многих княжествах стали составляться различные документы, записи и свидетельства, повествующие об этапах борьбы с монголо-татарами. Начали появляться многочисленные книги о походах, путешествиях, битвах, а также летописи событий.
Особое развитие получил жанр «хождений» - описание путешествий. Самыми яркими примерами этого жанра можно назвать книгу купца Афанасия Никитина – «Хождение за три моря» о путешествии в Индию.
ЖивописьВслед за началом строительства храмов, начинает активно развиваться живопись. Появляется собственная школа иконописи, активно используются фрески. Среди знаменитых мастеров того времени – Феофан Грек и Андрей Рублёв. Их кисти принадлежат многочисленные фрески, иконы и росписи самых прославленных соборов Руси.
К концу 15 века культура Руси находится в небывалом подъёме, активно развиваются все сферы искусства, создаются великие культурные памятники. Культура Руси окончательно оправилась от монголо-татарского нашествия и встала на путь развития и самоопределения.