12. Опрацюйте витяг із російсько-французької воєнної конвенції (1892): «...Франція і Росія, палаючи однаковим бажанням зберегти мир і не маючи іншої мети, крім як підготуватися до потреб оборон-
ної війни, викликаної нападом сил Троїстого союзу на ту чи іншу з них, домовилися про таке:
1. «Якщо на Францію нападе Німеччина або Італія, підтримана Німеччиною, то Росія застосує
всі наявні в її розпорядженні сили для того, щоб учинити напад на Німеччину. Коли на Росію
нападе Німеччина або Австрія, підтримана Німеччиною, то Франція застосує всі свої наявні сили
для війни з Німеччиною. 2. У разі якщо сили Троїстого союзу... будуть мобілізовані, то Франція
і Росія... мобілізують негайно і одночасно всі наявні свої сили і посунуть їх якомога ближче до
своїх кордонів. 3. Діючі армії, які повинні бути застосовані проти Німеччини, ...будуть повністю
і з усією швидкістю введені в діло, так щоб Німеччині довелося битися зразу і на сході, і на захо-
ді... 6. Ця конвенція матиме чинність протягом того самого строку, що й Троїстий союз».
Що спричинило укладання Францією та Росією воєнної конвенції? Проти яких країн ї, насам-
перед, було спрямовано? Чи справді ці держави не мали іншої мети, ніж «зберегти мир», як про
це сказано в документі?
ів
Слайды № 10-11. Длинные стены
В 461 г. до н.э. по инициативе Перикла было начато сооружение огромных стен, соединивших город Афины с портом Пирей. Длина их достигала 5-6 км. Длинные стены превращали Афины в хорошо защищённую крепость.
Слайды № 12-14. Керамик
Узкие немощёные улочки Керамика извивались между глухими стенами домов. Горожане выливали все на эту улицу. В однообразных домах жили и трудились искусные гончары и живописцы.
В районе Керамика располагались гончарные мастерские. Мастера изготавливали изделия из обожжённой глины. Особенно ценились краснофигурные и чернофигурные вазы.
В VI веке до нашей эры вазы украшали чёрнофигурным рисунком. Позже для фигур сохраняли естественный красноватый цвет глины.
Слайды № 15-16. Агора
Главная рыночная площадь Афин - Агора. Её называли сердцем города. В рыночные часы здесь было многолюдно и шумно.
В другой части Агоры находились административные здания и храмы. Ни один афинянин не представлял свою жизнь без каждодневных посещений Агоры.
Агора становится центром гражданской жизни древнего города. Это было место политических собраний, религиозных празднеств, театра, музыки и соревнований атлетов. На Агоре можно своими глазами взглянуть на остатки тюрьмы, где Сократ провёл свои последние дни.
Слайды № 17-19. Театр Диониса
Греки были страстными поклонниками театра. В Афинах важнейшие театральные представления происходили в театре Диониса, который находился на склоне Акрополя.
Театр Диониса - один из древнейших театров в мире. Ведь именно в Древней Греции родилось театральное искусство. Афинский театр вмещал 17 тысяч зрителей.
Слайды № 20-21. Акрополь
Город Афины был посвящён дочери Зевса - Афине, богине мудрости и войны. Согласно легенде, она вышла в полном вооружении из головы отца. В её славу и был воздвигнут Акрополь. На Акрополь поднимаемся по священной дороге Великих Панафиней, что вела к западному склону холма.
"Мы любим красоту без прихотливости, а мудрость без изнеженности". В этих словах Перикла, на мой взгляд, передан нам не только идеал, но и ключ к пониманию греческой культуры.
Слайд № 22. Пропилеи
"Мне будет вечно дорог день,
Когда вступил я, Пропилеи,
Под вашу мраморную сень
Что пены волн морских белее:"
Д.Мережковский
Входим через парадный вход - Пропилеи. Это два греческих портика, окруженные колоннами.
Пропилеи - парадный вход на Акрополь. Здесь же располагалась пинакотека - собрание картин.
Слайды № 23-25. Храм Ники Аптерос
Справа на уступе находится маленький и изящный храм Ники Аптерос. Ника - крылатая богиня победы. В честь победы над персами на Акрополе был построен храм, посвященный Нике Бескрылой. Афиняне хотели, чтобы победа навсегда осталась в их родном городе.
Слайды № 26-27. Храм Эрехтейон
Этот небольшой храм строили во время пауз мира и удач в войнах. Храм отличается ассиметричным планом. Каждый из его фасадов оформлен по-разному. Особенно живописен южный - вместо колонн там стоят 6 женских фигур - знаменитые кариатиды, медленно движущиеся к Парфенону.
Слайды № 28-29. Храм Парфенон
Перед вами - главный храм Афин, созданный под руководством великого Фидия. Большой Храм - так называли Парфенон в древности. Это название он получил за идеальные пропорции и совершенные формы.
Внутри Парфенона находилась 12 метровая статуя богини, украшенная золотом и слоновой костью. Автор скульптуры - Фидий. Всего на её изготовление пошло около 1200 килограммов драгоценного металла.
Слайд № 30. Судьба исторических памятников
Если бы люди решили где-то на земле устроить музей, экспонаты которого напоминали бы всем поколениям об уничтожении памятников истории и культуры, то лучшим местом мог стать Акрополь. Нашему взору предстали бы обезглавленные, искалеченные статуи, храмы. превращенные в руины.
А как вы думаете, ребята, почему архитектурные памятники Афин так плохо сохранились? Учащиеся делают предположения.
Не только время и войны разрушают памятники, но и поражение, порабощение, установление власти завоевателей, которые поощряют грабёж и уничтожение ценностей культуры побеждённого народа.
"Христиане превратили Парфенон в церковь, мусульмане - в мечеть, турки устроили в храме пороховой склад, венецианцы - каменоломню. Они пытались выломать из западного фронтона колесницу Афины и разбили её. Лорд Элджин выломал и увёз в Англию часть фриза:Нигде, как здесь, не поражает величие создателей и ничтожество разрушителей. И может быть, потому эти руины так красноречивы, а чувство утраты так ощутимо и горько:" (Учитель приводит цитату Л.Любимова из книги "Искусство древнего мира").
Глядя на разрушенные храмы Акрополя, невольно вспоминаешь слова Ле Корбюзье: "Настоящая архитектура прекрасна даже в развалинах".
Слайд № 31.
Вот и подошло к концу наше путешествие. Афиняне очень гордились своим городом. Они говорили: "Если ты был в Афинах и не восторгался ими, то ты - осёл".
В 547 году до н. э. на сторону Кира добровольно перешла Киликия и предоставила ему военную За это Кир никогда не посылал в неё сатрапов, а оставил у власти местных правителей, которые должны были платить ему дань и в случае необходимости выставлять войско.
Таким образом, Кир вплотную подошёл к границам Лидийского царства — одного из самых могущественных государств Ближнего Востока, также претендовавшего на гегемонию в Малой Азии. СогласноГеродоту, инициатива войны принадлежала лидийскому царю Крёзу. В 547 году до н. э.лидийцы вторглись в Каппадокию, находившуюся ранее под властью мидийцев и после победы персов над последними отошедшую в зону их влияния. Туда же направился Кир, по пути пополняя свою армию из представителей тех народов, по территории которых он проходил. Были отправлены послы в города Ионии и Эолиды с призывом отложиться от Крёза и выступить на стороне Кира. Однако малоазийские греки предпочли занять выжидательную позицию.[28]
У города Птерия, на восточной стороне реки Галис, произошла кровопролитная битва, но она закончилась безрезультатно, и ни одна из сторон не рискнула вступить в новый бой. Крёз отступил в свою столицу — Сарды — и решил основательнее подготовиться к войне и попытаться получить более эффективную от своих союзников: Египта, Спарты и Вавилона. Однако Кир, который знал о действиях и намерениях своего противника, решил застигнуть его врасплох и стремительно двинулся к Сардам. Жители Сард вовсе не ожидали такого нападения и узнали о нём, лишь когда персидские войска появились у стен города. Крёз вывел свою армию, состоящую из конников, вооружённых копьями, на равнину перед Сардами. Кир по совету своего полководца, мидийца Гарпага, поставил всех следовавших в обозе верблюдов впереди войска, посадив предварительно на них лучников (военная хитрость, к которой впоследствии прибегали и многие другие полководцы). Кони в лидийском войске, почуяв незнакомый запах верблюдов и увидев их, обратились в бегство. Однако лидийские всадники соскочили с коней и стали сражаться пешими, но под напором войск Кира вынуждены были отступить в Сарды и запереться в акрополе. После 14-дневной осады персы взяли акрополь, пробравшись туда с неприступной и поэтому почти не охраняемой стороны, а Крёз был взят в плен и доставлен к Киру.[29][30]
По единодушному утверждению греческих авторов, Кир пощадил Крёза, сохранив ему жизнь.[31][32][33] Это вполне правдоподобно, если иметь в виду, что Кир относился милостиво и к другим взятым в плен царям. СогласноГеродоту, Сарды были взяты персами где-то между октябрём и декабрём 547 года до н. э. После победы над Крёзом прибрежные города ионян и эолийцев отправили послов в Сарды к Киру. Они передали ему, что желают подчиниться персам на тех же условиях, что ранее были подчинены Крёзу. Однако Кир напомнил им, что в своё время он предлагал им примкнуть к нему, но те отказались, и теперь, когда судьба Лидии уже решена, он сам сочтёт нужным указать им, на каких условиях они должны подчиниться ему. Узнав об этом, малоазийские греки начали укреплять свои города и решили послать вестников в Спарту с о Один только Милетдобровольно покорился персам, и Кир заключил с ним союз на тех же условиях, что и лидийский царь