12. Прочитайте уривок із «Повісті минулих літ» й дайте відповіді на запитання.
«Представився великий князь руський Ярослав. А коли ще він був живий, наставив він синів
своїх, сказавши їм: «Я одходжу зі світу сього. А ви, сини мої, майте межи собою любов, бо ви есте
брати від одного отця і одної матері. І якщо будете ви в любові межи собою, то й Бог буде в вас
покорить він вам противників під
вас, і будете ви мирно жити. Якщо ж будете ви в ненависті
жити, у роздорах сварячись, то й самі погибнете, і землю отців своїх і дідів погубите... Тое.
слухайтесь брат брата, пробувайте мирно. Тепер же поручаю я,
замість себе,
Київ, найстаршому синові
своєму, брату вашому Ізяславу. Слухайтесь
його, як ото слухались
ви мене, нехай він вам буде замість мене. А Святославу даю я Чернігів, а Всеволоду — Переяслав,
а Ігорю — Володимир, а В'ячеславу — Смоленськ».
До чого закликав князь Ярослав Мудрий своїх синів?
Чим це було зумовлено?
Які наслідки для подальшого розвитку Русі-України мало запровадження нового порядку
престолонаслідування?
А) В каком году началось восстание - 1773
Б) В каком году закончилось - 1775
В) Сколько лет продолжалось - 2 года
2 Причины восстания
Перечислите причины восстания.
1. Гнет крепостничества.
2.Тяжело положение горнозаводских рабочих.
3. Ухудшение положения казаков.
4. Притеснение нерусских народов Поволжья.
3 Личность Пугачёва. Образ Пугачева.
А) Кем был Пугачёв - Донской казак.
Б) Каким он был внешне - Темные волосы, борода, черные глаза, смуглая кожа, невысокого роста, широкоплечий.
В) Какие черты характера привлекли к нему людей - Пугачев был отличным оратором, люди видели в нем отца освободителя. Решительный, смелый, отважный.
4 Состав участников
Кто участвовал в восстании?
а. Казачество.
б. Нерусские народы Поволжья.
в. Крепостные крестьяне.
г. Работные люди
5 Манифест Пугачева
Манифест от 31 июля 1774 года. Пугачев в этом манифесте жаловал казаков рекой, землей, деньгами. Землями и водами, лесами, волей - нерусские народы таких как башкиры.
Основные идеи Пугачева
1.Отмена крепостного права.
2.Отмена рекрутского набора.
3.Снижение налогов.
4.Распространение казачьего самопуправления на всю страну.
5. Истребление дворянства.
6 Основные этапы и события восстания.
А) Какие этапы можно выделить в ходе восстания?
а. Осада Оренбурга
б. Снятие осады с Оренбурга - Штурм Казани.
в. Манифест о вольности крестьянства. Штурм Царицына. Поражение восставших.
Б) Какие районы охватило восстание?
Земли Яицкого войска, Оренбургский край, Урал, Прикамье, Башкортостан, Поволжье.
В)Какие города были осаждены?
Саранск, Оренбург, Казань.
7 Итоги восстания
•Казнь восставших и четвертование Пугачева.
•Восстание не улучшило положение крепостных крестьян.
•Была проведена губернская реформа.
- Река Яик переименована в Урал.
- Ликвидация Запорожской сечи.
8 Причины поражения
• Стихийный характер восстания.
• Отсутствие четкого плана действий.
• Противоречия среди повстанцев.
Н. Муравьев - автор
написано вскоре после похорон Михаила, в конце 1319-го — начале 1320-го г.
ЖИТИЕ МИХАИЛА ТВЕРСКОГО. Ж. тверского князя Михаила Ярославича (1271—1318), убитого в Орде по приказу хана Узбека, было создано, как полагает В. А. Кучкин, его духовником Александром, игуменом Тверского Отроча монастыря, вскоре после гибели князя. Александр сопровождал князя в Орду и был очевидцем произошедших там событии.
Ж. написано в традиционном агиографическом каноне: оно открывается риторическим рассуждением о “венце многоцветном”, которым украшаются мученики; этот фрагмент оказывается заимствованным из переводного жития Коинта. Далее следует изложение истории христианства и его распространения на Руси; этот мотив, как полагают, возник под влиянием Чтения о Борисе и Глебе Нестора (см. Жития Бориса и Глеба). Излагая сами события, агиограф обнаруживает свою отличную информированность о них (что подтверждает мысль об авторстве Александра, находившегося с Михаилом в Орде), но дает всему происходящему типично житийную оценку. Михаил предстает в Ж. обладающим всеми христианскими добродетелями: мать воспитала его “в страхе господни и научи святым книгам и всякой премудрости”, действиями врагов Михаила руководит дьявол, а сам тверской князь постоянно руководствуется в своих поступках высоконравственными христианскими побуждениями. Так, решая ехать в Орду, где уже находится один из его сыновей, “крепкий... умом” Михаил, “исполнися смирения”, говорит: “Если я где уклонюсь, то (народ) отчизны моей весь будет пленен и истреблен, а после того и я смерть приму, так лучше мне сейчас положить душу свою за многие души”, и вспоминает при этом подвиг святого Дмитрия Солунского. В Орде, будучи на положении почетного пленника, над которым постоянно нависала угроза расправы, Михаил, “как привык смолоду, никогда не изменял правилу своему, по ночам пел псалмы Давыдовы”, и с тех пор, как покинул Владимир, постился и не спал по ночам, а беспрестанно молился и т. д. В Ж. приводятся сами молитвы святого, сочинивший их агиограф демонстрирует свое мастерство церковного ритора. Перед смертью Михаил, как подобает святому, причащается, кается и исповедуется своему духовному отцу и поет псалмы все то время, когда у хана решается его судьба. Он отвергает предложения своих спутников о побеге, с покорностью и достоинством встречает смерть. “И принял венец неувядаемый от руки Господа, которого и желал”. Над телом святого происходят чудеса: “два облака светлых всю ночь осеняли тело блаженного, расступаясь и снова соединяясь вместе, и сияя как солнце”. Видевшие знамение поняли, что князь был святым и что был убит без вины, а облака знаменуют сошествие к нему ангелов.
Ж. является одним из лучших образцов жизнеописаний святых князей-мучеников.
Изд.: ОхотниковаВ И. Пространная редакция Повести о Михаиле Тверском / Древнерусская книжность: По материалам Пушкинского дома/Сб. науч. трудов — Л., 1985—С. 16.— 27.
Объяснение: