13. Укажіть, які питання вважали першочерговими для вирішення українські представники y1 Державній думі: А - викладання у початкових школах та ведення судочинства українською мовою; Б-земельне, загальне виборче право, відокремлення від Росіiї, В - земельне, освітне, надання Україні автономії, Г- освітне, створення самостійної української держави.
14. Що стало свідченням посилення реакції в Україні після революції 1905-1907 років? А -видання Валуєвського циркуляру: Б-видання Емського указу; В - заборона відзначати ювілей Т. Шевченка; Г - переселення селян до Сибіру.
15. Що проголосив Маніфест 17 жовтня 1905року? А -надання населенню громадянських свобод; Б- надзвичайний стан у Російській імперії, В - розпуск 1 Державної Думи; Г-столипінську аграрну реформу
1. македонский царь филипп стремится покорить соседей. в середине iv (4-го) века до н. э. во главе македонии — маленькой горной страны на севере полуострова — встал умный и энергичный царь филипп.
македонские цари находились под влиянием греческой культуры. они строили театры, приглашали эллинских поэтов и художников. по просьбе царя филиппа учителем его маленького сына александра стал крупнейший учёный греции аристотель. знатные македоняне свободно говорили и писали по-гречески.
филипп создал большую и боеспособную армию. македонская конница состояла из знати, а пехота набиралась из пастухов и земледельцев. каждый пехотинец получал шлем, кожаный панцирь, круглый щит, короткий меч и длинное копьё. фаланга строилась в 16 рядов. в бою первые 6 рядов держали двумя руками копья, направляя их в сторону врага: первый ряд — перед собой, а воины остальных рядов клали свои копья на плечи впереди стоящих. если же часть вражеского войска заходила фаланге в тыл, то воины последних рядов поворачивались к противнику лицом. тогда фаланга становилась неприступной со всех сторон. недаром говорили, что она похожа на ощетинившегося железом зверя, к которому опасно приближаться.
армия филиппа имела метательные орудия, с которых в противника бросали камни, брёвна и большие стрелы. такие орудия устанавливались также в огромных многоэтажных башнях на колёсах. сотни воинов толкали башни — эти страшилища шумели и грохотали, приближаясь к осаждённому городу и наводя ужас на его защитников.
стремясь покорить соседние страны, филипп рассчитывал не только на военную силу. он умело ссорил между собой своих противников, нередко добивался успеха подкупом. царь с издёвкой говорил, что в самой неприступной крепости найдётся калитка, через которую проникнет осёл, нагруженный золотом.
2. потеря грецией независимости. филипп начал подчинять себе города греции один за другим. эти города были ослаблены тем, что в них шла ожесточённая, порой кровавая борьба между богачами и бедняками. живший в то время афинский писатель исократ утверждал: «врага боятся меньше, чем собственных сограждан. богатые скорее готовы бросить своё имущество в море, чем отдать его беднякам; а для бедных нет ничего желаннее, как ограбить богатых». исократ видел спасение родины в добровольном подчинении филиппу. он призывал его объединить всех эллинов и вместе с ними двинуться походом против персидского царя.
но были и такие греки, которые выше всего ставили независимость и свободу своего родного города. в афинах страстным и непримиримым противником филиппа стал оратор демосфен. разъезжая по греции и произнося гневные речи против македонского царя, он сплотил ряд городов для борьбы с ним.
знаменитая в греции битва произошла близ города херонея в 338 году до н. э. в боевом строю с оружием простого воина стоял демосфен. македоняне превосходили греков численностью войск, тем не менее битва длилась долго. под угрозой оказалось владычество филиппа и даже его жизнь. тогда царь притворным отступлением увлёк за собой афинские отряды. не разгадав хитрости, они бросились преследовать противника, призывая друг друга гнать врагов обратно в македонию. в этот момент восемнадцатилетний александр во главе конницы нанёс по остальным эллинским сокрушительный удар. видя успехи сына, филипп внезапно повернул назад и обратил греков в бегство. убитых было множество.
после победы вне себя от радости филипп устроил пиршество прямо на поле битвы среди погибших воинов.
однако царём греции умный филипп себя не объявил. он добился того, что греческие города поклялись ему в верности и признали своим военным предводителем.
немедленно началась подготовка похода македонян и греков на персов.
3. приход к власти александра. всё было готово к выступлению, но осуществить задуманный поход филиппу не удалось.
в македонии шли празднества по случаю свадьбы царской дочери. филипп, окружённый друзьями и телохранителями, направился в театр. внезапно один из царских приближённых, выхватив из-под одежд изогнутый клинок, пронзил им филиппа и попытался скрыться. но стража догнала его и заколола. навсегда осталось загадкой, по каким причинам убийца поднял руку на властителя македонии. новым царём войско провозгласило юного александра. александр македонский решил продолжить дело своего отца филиппа и возглавить поход в азию.