подвиги самсона описаны в библейской книге судей (гл. 13-16)[1]. он происходил из колена дана, наиболее страдавшего от порабощения филистимлян. самсон вырос среди рабского унижения своего народа и решил отомстить поработителям, чего и достиг, совершив множество избиений филистимлян.
будучи посвящен богу в качестве назорея, он носил длинные волосы, служившие источником его необычайного могущества. ангел предсказал:
и он начнет спасение израиля от руки филистимлян
филистимляне тогда уже без малого сорок лет правили израильтянами.
мальчик с детства обладал необыкновенной силой. когда он возмужал, то надумал жениться на филистимлянке. сколько ему ни напоминали его родители, что закон моисея запрещает жениться на идолопоклонницах, самсон отвечал, что каждое правило имеет исключение, и женился на своей избраннице.
однажды он пошел в город, где жила его жена. по дороге встретил молодого льва, который хотел броситься на него, но самсон мгновенно схватил льва и разорвал его руками, как козленка.
во время свадебного пира, который продолжался несколько дней, самсон загадал свадебным гостям загадку. ставка была 30 рубашек и 30 пар верхней одежды, которую должны были платить те, кто проиграет. гости не смогли отгадать и угрозами вынудили жену самсона выпытать у того правильный ответ. ночью, в постели, она потребовала от мужа дать ответ загадке и утром сообщила его своим соплеменникам. самсону ничего не оставалось, как уплатить проигрыш. для этого он пошел вашкелон, устроил драку с 30-ю филистимлянами, убил их, снял одежду и рассчитался за проигрыш. был седьмой день свадебного пира. тесть, не самсона, отдал его жену молодому парню, который был другом самсона. и ответил им самсон:
теперь я буду прав перед филистимлянами, если сделаю им зло
он начал мстить всему филистимлянскому народу. однажды он поймал 300 лисиц, привязал к их хвостам горящие факелы и пустил лисиц на филистимские поля во время жатвы. весь хлеб на полях сгорел. сам самсон скрылся в горах. позже филистимляне, узнав о причине мести, пошли к тестю самсона и сожгли его вместе с дочерью. они посчитали, что это смягчит гнев самсона. но он заявил, что его месть направлена против всех филистимлян и эта месть только начинается. вскоре самсон "открыл охоту" на жителей ашкелона. весь этот гордый город боялся одного самсона, боялся так, что никто не решался выходить из города, жители были так напуганы, словно город осадило могучее войско. позже филистимляне, с целью прекратить этот террор, напали на владения соседнего колена иудина.
однажды к самсону в его убежище в горах пришло три тысячи соплеменников. евреи начали укорять самсона, говоря, что из-за него их окружили филистимляне, с которыми у них нет сил воевать.
ну что ж, — сказал самсон,- свяжите мне руки сильно и отдайте меня нашим врагам. таким образом они дадут вам покой. только пообещайте, что не убьете меня.
самсону связали руки крепкими веревками и вывели из ущелья, где он скрывался. но когда подошли филистимляне, чтобы взять его, он напряг свои силы, разорвал веревки и убежал. не имея при себе оружия, он по дороге поднял челюсть мертвого осла и убивал ею насмерть встречавшихся филистимлян:
нашел он свежую ослиную челюсть и, протянув руку свою, взял ее, и убил ею тысячу человек.
вскоре самсон заночевал в филистимском городе газа. жители узнали об этом, заперли городские ворота и решили рано утром поймать богатыря. но самсон, встав в полночь и увидев, что ворота заперты, сорвал их вместе со столбами и запорами отнес их на вершину горы напротив хеврона.
самсон поддался страсти к коварной филистимлянке далиле, обещавшей филистимским правителям за вознаграждение выведать, в чём сила самсона. после трёх неудачных попыток ей удалось узнать секрет его силы.
и усыпила его [далида] на коленях своих, и призвала человека, и велела ему остричь семь кос головы его. и начал он ослабевать, и отступила от него сила его
утративший свою силу самсон был захвачен филистимлянами, ослеплён, закован в цепи и брошен в темницу.
тяжкое испытание самсона к искреннему раскаянию и сокрушению. вскоре филистимляне устроили праздник, на котором своё божество - дагона за то, что он передал в их руки самсона, а затем доставили самсона в храм, чтобы он забавлял их. между тем, волосы самсона успели отрасти, и сила стала возвращаться к нему. «и воззвал самсон к господу и сказал: господи боже! вспомни меня и укрепи меня только теперь, о боже! »
и сказал самсон: умри, душа моя, с филистимлянами! и уперся [всею] силою, и обрушился дом на владельцев и на весь народ, бывший в нем. и было умерших, которых умертвил [самсон] при смерти своей, более, нежели сколько умертвил он в жизни своей
библейское повествование о самсоне завершается сообщением о похоронах самсона в семейной усыпальнице между цорой и эштаолом
Восстание декабристов оказало большое влияние на правительственную политику. Активная и целеустремленная борьба с любыми проявлениями общественного недовольства стала важнейшей составной частью внутриполитического курса нового монарха - Николая I (1796-1855). "Революция на пороге России, - сказал Николай I после восстания декабристов, - но, клянусь, она не проникнет в нее, пока во мне сохранится дыхание жизни... ". В течение своего тридцатилетнего царствования Николай I сделал все, чтобы сдержать эту клятву.
Необходимым условием упрочения существующего строя император считал усиление личного контроля монарха за работой государственного аппарата. Николаевское царствование - время предельной централизации управления империей, апогей самодержавия. Все рычаги, приводившие в движение сложную государственную машину, находились в руках монарха. Резко возросло в этой связи значение царского секретариата - Собственной его императорского величества канцелярии, с которой Николай I осуществлял управление колоссальной державой.
Стремясь предотвратить революцию в России, особое внимание император уделял укреплению репрессивного аппарата. Существовавшая в стране в первой четверти XIX в. система политического сыска нуждалась, как показало восстание декабристов, в реорганизации. С 1826 г. обеспечивать "безопасность престола и спокойствие в государстве" стало III отделение Собственной его императорского величества канцелярии. Исполнительным органом III отделения был Корпус жандармов, образованный в 1827 г. Страна делилась на жандармские округа, возглавлявшиеся жандармскими генералами. В каждой губернии вопросами охраны государственной безопасности ведал специально назначенный штаб-офицер (старший офицер) жандармерии. Общая численность Корпуса была, впрочем, невелика. В 1850 г. в его составе насчитывалось 210 офицеров и более 5 тыс. нижних чинов. Это, однако, не мешало III отделению развернуть чрезвычайно активную деятельность по защите существующего строя. Оно располагало обширной сетью тайной агентуры, организовывало секретный надзор за частными лицами, правительственными учреждениями, литературой и т. п. Любые проблески свободомыслия, оппозиционности привлекали внимание жандармского ведомства, стремившегося держать под своим контролем всю жизнь русского общества.
Предметом особых забот Николая I были печать и образование. Именно здесь, по его мнению, укоренилась "революционная зараза". В 1826 г. был издан новый цензурный устав, получивший у современников название "чугунного устава". Действительно своими жесткими нормами он наложил весьма тяжкое бремя на издателей и авторов. Правда, в 1828 г. новый устав несколько смягчил крайности своего "чугунного" предшественника. Тем не менее мелочный и жесткий надзор за печатью сохранялся.
подвиги самсона описаны в библейской книге судей (гл. 13-16)[1]. он происходил из колена дана, наиболее страдавшего от порабощения филистимлян. самсон вырос среди рабского унижения своего народа и решил отомстить поработителям, чего и достиг, совершив множество избиений филистимлян.
будучи посвящен богу в качестве назорея, он носил длинные волосы, служившие источником его необычайного могущества. ангел предсказал:
и он начнет спасение израиля от руки филистимлянфилистимляне тогда уже без малого сорок лет правили израильтянами.
мальчик с детства обладал необыкновенной силой. когда он возмужал, то надумал жениться на филистимлянке. сколько ему ни напоминали его родители, что закон моисея запрещает жениться на идолопоклонницах, самсон отвечал, что каждое правило имеет исключение, и женился на своей избраннице.
однажды он пошел в город, где жила его жена. по дороге встретил молодого льва, который хотел броситься на него, но самсон мгновенно схватил льва и разорвал его руками, как козленка.
во время свадебного пира, который продолжался несколько дней, самсон загадал свадебным гостям загадку. ставка была 30 рубашек и 30 пар верхней одежды, которую должны были платить те, кто проиграет. гости не смогли отгадать и угрозами вынудили жену самсона выпытать у того правильный ответ. ночью, в постели, она потребовала от мужа дать ответ загадке и утром сообщила его своим соплеменникам. самсону ничего не оставалось, как уплатить проигрыш. для этого он пошел вашкелон, устроил драку с 30-ю филистимлянами, убил их, снял одежду и рассчитался за проигрыш. был седьмой день свадебного пира. тесть, не самсона, отдал его жену молодому парню, который был другом самсона. и ответил им самсон:
теперь я буду прав перед филистимлянами, если сделаю им злоон начал мстить всему филистимлянскому народу. однажды он поймал 300 лисиц, привязал к их хвостам горящие факелы и пустил лисиц на филистимские поля во время жатвы. весь хлеб на полях сгорел. сам самсон скрылся в горах. позже филистимляне, узнав о причине мести, пошли к тестю самсона и сожгли его вместе с дочерью. они посчитали, что это смягчит гнев самсона. но он заявил, что его месть направлена против всех филистимлян и эта месть только начинается. вскоре самсон "открыл охоту" на жителей ашкелона. весь этот гордый город боялся одного самсона, боялся так, что никто не решался выходить из города, жители были так напуганы, словно город осадило могучее войско. позже филистимляне, с целью прекратить этот террор, напали на владения соседнего колена иудина.
однажды к самсону в его убежище в горах пришло три тысячи соплеменников. евреи начали укорять самсона, говоря, что из-за него их окружили филистимляне, с которыми у них нет сил воевать.
ну что ж, — сказал самсон,- свяжите мне руки сильно и отдайте меня нашим врагам. таким образом они дадут вам покой. только пообещайте, что не убьете меня.самсону связали руки крепкими веревками и вывели из ущелья, где он скрывался. но когда подошли филистимляне, чтобы взять его, он напряг свои силы, разорвал веревки и убежал. не имея при себе оружия, он по дороге поднял челюсть мертвого осла и убивал ею насмерть встречавшихся филистимлян:
нашел он свежую ослиную челюсть и, протянув руку свою, взял ее, и убил ею тысячу человек.вскоре самсон заночевал в филистимском городе газа. жители узнали об этом, заперли городские ворота и решили рано утром поймать богатыря. но самсон, встав в полночь и увидев, что ворота заперты, сорвал их вместе со столбами и запорами отнес их на вершину горы напротив хеврона.
самсон поддался страсти к коварной филистимлянке далиле, обещавшей филистимским правителям за вознаграждение выведать, в чём сила самсона. после трёх неудачных попыток ей удалось узнать секрет его силы.
и усыпила его [далида] на коленях своих, и призвала человека, и велела ему остричь семь кос головы его. и начал он ослабевать, и отступила от него сила егоутративший свою силу самсон был захвачен филистимлянами, ослеплён, закован в цепи и брошен в темницу.
тяжкое испытание самсона к искреннему раскаянию и сокрушению. вскоре филистимляне устроили праздник, на котором своё божество - дагона за то, что он передал в их руки самсона, а затем доставили самсона в храм, чтобы он забавлял их. между тем, волосы самсона успели отрасти, и сила стала возвращаться к нему. «и воззвал самсон к господу и сказал: господи боже! вспомни меня и укрепи меня только теперь, о боже! »
и сказал самсон: умри, душа моя, с филистимлянами! и уперся [всею] силою, и обрушился дом на владельцев и на весь народ, бывший в нем. и было умерших, которых умертвил [самсон] при смерти своей, более, нежели сколько умертвил он в жизни своейбиблейское повествование о самсоне завершается сообщением о похоронах самсона в семейной усыпальнице между цорой и эштаолом
Восстание декабристов оказало большое влияние на
правительственную политику. Активная и целеустремленная
борьба с любыми проявлениями общественного недовольства
стала важнейшей составной частью внутриполитического курса
нового монарха - Николая I (1796-1855). "Революция на
пороге России, - сказал Николай I после восстания
декабристов, - но, клянусь, она не проникнет в нее, пока
во мне сохранится дыхание жизни... ". В течение своего
тридцатилетнего царствования Николай I сделал все, чтобы
сдержать эту клятву.
Необходимым условием упрочения существующего строя
император считал усиление личного контроля монарха за
работой государственного аппарата. Николаевское
царствование - время предельной централизации управления
империей, апогей самодержавия. Все рычаги, приводившие в
движение сложную государственную машину, находились в
руках монарха. Резко возросло в этой связи значение
царского секретариата - Собственной его императорского
величества канцелярии, с которой Николай I
осуществлял управление колоссальной державой.
Стремясь предотвратить революцию в России, особое внимание
император уделял укреплению репрессивного аппарата.
Существовавшая в стране в первой четверти XIX в. система
политического сыска нуждалась, как показало восстание
декабристов, в реорганизации. С 1826 г. обеспечивать
"безопасность престола и спокойствие в государстве" стало
III отделение Собственной его императорского величества
канцелярии. Исполнительным органом III отделения был
Корпус жандармов, образованный в 1827 г. Страна делилась
на жандармские округа, возглавлявшиеся жандармскими
генералами. В каждой губернии вопросами охраны
государственной безопасности ведал специально назначенный
штаб-офицер (старший офицер) жандармерии. Общая
численность Корпуса была, впрочем, невелика. В 1850 г. в
его составе насчитывалось 210 офицеров и более 5 тыс.
нижних чинов. Это, однако, не мешало III отделению
развернуть чрезвычайно активную деятельность по защите
существующего строя. Оно располагало обширной сетью тайной
агентуры, организовывало секретный надзор за частными
лицами, правительственными учреждениями, литературой и
т. п. Любые проблески свободомыслия, оппозиционности
привлекали внимание жандармского ведомства, стремившегося
держать под своим контролем всю жизнь русского общества.
Предметом особых забот Николая I были печать и
образование. Именно здесь, по его мнению, укоренилась
"революционная зараза". В 1826 г. был издан новый
цензурный устав, получивший у современников название
"чугунного устава". Действительно своими жесткими нормами
он наложил весьма тяжкое бремя на издателей и авторов.
Правда, в 1828 г. новый устав несколько смягчил крайности
своего "чугунного" предшественника. Тем не менее мелочный
и жесткий надзор за печатью сохранялся.