с точки зрения правовой раб не считался личностью. он не имел семьи; семейные отношения рабов и рабынь не считались браком; дети рабыни рассматривались как приплод, принадлежавший ее хозяину. рабы находились в полной власти своего хозяина. рабовладелец мог заставить раба заниматься тем или иным
ремеслом, мог его продать или убить.
лишь позднее право рабовладельца убивать раба было ограничено законом. в аттике, например, запрещалось убивать раба. но ареопаг, обычно судивший уголовные преступления, как уже указывалось, не ведал делами об убийстве рабов, и убийца раба
присуждался лишь к временному изгнанию: он мог вернуться обратно, принеся искупительную жертву и выплатив пострадавшему рабовладельцу «цену крови».
когда произвол хозяина становился невыносимым, раб мог воспользоваться «правом убежища». таким убежищем, например, был в афинах так
называемый тесейон (храм гефеста) и святилище евменид. пока раб находился в убежище, он считался неприкосновенным. по аттическому закону раб, прибегнувший к покровительству божества, уже не возвращался прежнему хозяину, а перепродавался в другие руки.
раб не мог вести самостоятельно
никаких дел, и в случае, если суду нужны были его показания, они давались под пыткой, так как раб, по воззрениям греков, не мог, подобно свободному человеку, давать присягу; доверять же просто показаниям раба не считалось возможным. для раба налагаемый судом штраф заменялся бичеванием, причем один
удар плетью приравнивался к драхме. если раб действовал с ведома господина, он подвергался пятидесяти ударам плетью, если без ведома — ста. раб, замешанный в убийстве, подвергался смертной казни.
побои и истязания рабов были обычным явлением. по требованию господина раба заковывали в
кандалы, заключали в низкие и узкие темницы, так что он не мог ни выпрямиться, ни лечь, ни сесть; рабов вытягивали на блоках различных форм, лишали пищи, отправляли на тяжелые работы (на мельницу или в рудники); у беглых рабов на лбу выжигали клейма.
в афинах рабы находились в
относительно лучшем положении, чем в других греческих государствах. опасения того, что поставленные в невыносимые условия рабы легко могут восстать, к вмешательству государства во взаимоотношения рабов и рабовладельцев и запрещению самочинных расправ с рабами.
такое положение
афинских рабов возмущало противников демократии. « велика в афинах распущенность рабов и метеков, и нельзя тут побить раба, и он перед тобой не посторонится», — жаловался автор псевдо-ксенофонтовой «политии», выражая мнение наиболее реакционных афинских рабовладельцев.
можно также
предполагать, что и в отношении к рабам афиняне проявляли большую гуманность, чем рабовладельцы других городов. например, в комедиях аристофана нередко можно встретить в числе действующих лиц раба, поучающего своего хозяина.
нельзя забывать, однако, что большинство наших сведений
относится к рабам государственным, положение которых было значительно лучше, чем рабов других категорий.
на рубеже i и ii тысячелетий древняя русь стала играть ключевую роль в системе международных взаимосвязей на пространствах восточной и северной европы, в причерноморье и в волжском бассейне. через её территорию проходили основные торговые пути между северными странами европы и византией, между
и каспийским регионами, между степными восточными племенами и западной европой. хотя в эпоху раннего феодализма повсеместно господствовал натуральный уклад, но хозяйственное освоение огромных пространств способствовало развитию международной торговли на основе разделения труда. римское мировое
господство, византийское великодержавие, великое переселение народов, арабские и норманнские завоевания – все эти явления и процессы вели к расширению масштабов и кругозора мировосприятия, стимулировали международные контакты, в том числе и торговые взаимосвязи.
само формирование
государства было связано с развитием торговых путей на территории восточной европы. взимание дани, княжеские «погосты» и укрепленные пункты, возникновение и рост городов, и другие элементы генезиса государственности, как правило, хронологически и пространственно следовали за торговыми контактами,
воспроизводили их структуру или опирались на неё. достаточно напомнить, что созданию единого государства на основе объединения северных и южных земель предшествовал захват киева новгородским князем олегом, дружинники которого проникли в южную столицу под видом варяжских купцов. через территорию руси
проходили важнейшие водные и сухопутные торговые пути, причем первые, в большинстве своём, имели меридиональную, а вторые – широтную структуру. наиболее известная водная торговая магистраль – это «путь из варяг в греки»- из бассейна через систему рек и волоков в черное море и далее в византию, на
и на ближний восток. северо-западную европу со средней азией связывал волжский торговый путь. сухопутные торговые пути проходили по степям северного причерноморья, но их развитию препятствовали нападения кочевых племен. важное значение для расширения торговли между европейскими и азиатскими странами
имела борьба киевских князей с печенегами и половцами, а также разгром князем святославом хазарского каганата, правители которого стремились монополизировать посредническую торговлю между западными и восточными регионами евразии.
с точки зрения правовой раб не считался личностью. он не имел семьи; семейные отношения рабов и рабынь не считались браком; дети рабыни рассматривались как приплод, принадлежавший ее хозяину. рабы находились в полной власти своего хозяина. рабовладелец мог заставить раба заниматься тем или иным
ремеслом, мог его продать или убить.
лишь позднее право рабовладельца убивать раба было ограничено законом. в аттике, например, запрещалось убивать раба. но ареопаг, обычно судивший уголовные преступления, как уже указывалось, не ведал делами об убийстве рабов, и убийца раба
присуждался лишь к временному изгнанию: он мог вернуться обратно, принеся искупительную жертву и выплатив пострадавшему рабовладельцу «цену крови».
когда произвол хозяина становился невыносимым, раб мог воспользоваться «правом убежища». таким убежищем, например, был в афинах так
называемый тесейон (храм гефеста) и святилище евменид. пока раб находился в убежище, он считался неприкосновенным. по аттическому закону раб, прибегнувший к покровительству божества, уже не возвращался прежнему хозяину, а перепродавался в другие руки.
раб не мог вести самостоятельно
никаких дел, и в случае, если суду нужны были его показания, они давались под пыткой, так как раб, по воззрениям греков, не мог, подобно свободному человеку, давать присягу; доверять же просто показаниям раба не считалось возможным. для раба налагаемый судом штраф заменялся бичеванием, причем один
удар плетью приравнивался к драхме. если раб действовал с ведома господина, он подвергался пятидесяти ударам плетью, если без ведома — ста. раб, замешанный в убийстве, подвергался смертной казни.
побои и истязания рабов были обычным явлением. по требованию господина раба заковывали в
кандалы, заключали в низкие и узкие темницы, так что он не мог ни выпрямиться, ни лечь, ни сесть; рабов вытягивали на блоках различных форм, лишали пищи, отправляли на тяжелые работы (на мельницу или в рудники); у беглых рабов на лбу выжигали клейма.
в афинах рабы находились в
относительно лучшем положении, чем в других греческих государствах. опасения того, что поставленные в невыносимые условия рабы легко могут восстать, к вмешательству государства во взаимоотношения рабов и рабовладельцев и запрещению самочинных расправ с рабами.
такое положение
афинских рабов возмущало противников демократии. « велика в афинах распущенность рабов и метеков, и нельзя тут побить раба, и он перед тобой не посторонится», — жаловался автор псевдо-ксенофонтовой «политии», выражая мнение наиболее реакционных афинских рабовладельцев.
можно также
предполагать, что и в отношении к рабам афиняне проявляли большую гуманность, чем рабовладельцы других городов. например, в комедиях аристофана нередко можно встретить в числе действующих лиц раба, поучающего своего хозяина.
нельзя забывать, однако, что большинство наших сведений
относится к рабам государственным, положение которых было значительно лучше, чем рабов других категорий.
на рубеже i и ii тысячелетий древняя русь стала играть ключевую роль в системе международных взаимосвязей на пространствах восточной и северной европы, в причерноморье и в волжском бассейне. через её территорию проходили основные торговые пути между северными странами европы и византией, между
и каспийским регионами, между степными восточными племенами и западной европой. хотя в эпоху раннего феодализма повсеместно господствовал натуральный уклад, но хозяйственное освоение огромных пространств способствовало развитию международной торговли на основе разделения труда. римское мировое
господство, византийское великодержавие, великое переселение народов, арабские и норманнские завоевания – все эти явления и процессы вели к расширению масштабов и кругозора мировосприятия, стимулировали международные контакты, в том числе и торговые взаимосвязи.
само формирование
государства было связано с развитием торговых путей на территории восточной европы. взимание дани, княжеские «погосты» и укрепленные пункты, возникновение и рост городов, и другие элементы генезиса государственности, как правило, хронологически и пространственно следовали за торговыми контактами,
воспроизводили их структуру или опирались на неё. достаточно напомнить, что созданию единого государства на основе объединения северных и южных земель предшествовал захват киева новгородским князем олегом, дружинники которого проникли в южную столицу под видом варяжских купцов. через территорию руси
проходили важнейшие водные и сухопутные торговые пути, причем первые, в большинстве своём, имели меридиональную, а вторые – широтную структуру. наиболее известная водная торговая магистраль – это «путь из варяг в греки»- из бассейна через систему рек и волоков в черное море и далее в византию, на
и на ближний восток. северо-западную европу со средней азией связывал волжский торговый путь. сухопутные торговые пути проходили по степям северного причерноморья, но их развитию препятствовали нападения кочевых племен. важное значение для расширения торговли между европейскими и азиатскими странами
имела борьба киевских князей с печенегами и половцами, а также разгром князем святославом хазарского каганата, правители которого стремились монополизировать посредническую торговлю между западными и восточными регионами евразии.