Варны— термин, обозначающий четыре основных сословия древнеиндийского общества.
Предполагается, что эти сословия выкристаллизовались в обществе ариев на протяжении эпохи «Ригведы» (1700—1100 гг. до н. э. ) в результате контакта развитой племенной сословной структуры с людьми чуждой культуры, имевшими кожу другого цвета. Термин «варна» не означает и никогда не обозначал «каста» , как его часто неточно переводят.
Впервые четыре варны упоминаются в «Пуруша-сукте» «Ригведы» , где излагается происхождение людей из частей тела первочеловека Пуруши: « Когда Пурушу расчленили… , его рот стал брахманом, его руки сделались кшатрии, его бёдра — вайшья, из ног родился шудра. »
Более поздние памятники повторяют как идею четырёх варн, так и мотив их происхождения от некоего демиурга или культурного героя, родоначальника традиции. Одна из самых известных версий сюжета трансформации божественного персонажа или первочеловека в элементы социальной структуры (в данном случае в варны) содержится в «Законах Ману» (где варновая структура общества получила свою кодификацию) :
« А ради процветания миров Брахма создал из своих уст, рук, бёдер и ступнёй брахмана, кшатрия, вайшью и шудру.
А для сохранения всей этой вселенной он, пресветлый, для рождённых от уст, рук, бёдер и ступнёй установил особые занятия. Обучение, изучение вед, жертвоприношение для себя и жертвоприношение для других, раздачу и получение милостыни он установил для брахманов. Охрану подданных, раздачу милостыни, жертвоприношение, изучение вед и неприверженность к мирским утехам он указал для кшатрия. Пастьбу скота, и также раздачу милостыни, жертвоприношение, изучение вед, торговлю, ростовщичество и земледелие — для вайшья. Но только одно занятие владыка указал для шудр — служение этим варнам со смирением.
Уже в Древней Индии внутри варн началось расслоение, которое привело к образованию многочисленных каст.
ЗАПОВЕДНЫЕ ЛЕТА, (от «заповедь» — запрет) , в Русском государстве конца 16 века срок, в течение которого запрещался крестьянский выход в осенний Юрьев день, предусмотренный статьей 88 Судебника (1550). Заповедные лета начали вводиться правительством Ивана IV Грозного (с 1581) в некоторых регионах страны одновременно с мероприятиями по переписи земель, проводившейся для определения размеров хозяйственного разорения в 1570-1580-х гг. Акта о введении заповедных лет не обнаружено, краткие известия о них содержатся в некоторых грамотах 1580-1590-х гг. В общегосударственном масштабе заповедные лета были введены указом царя Федора Ивановича (около 1592-1593). Этот указ запрещал крестьянский выход и объявлял писцовые книги, начатые в 1581 и законченные в 1592-1593, юридическим основанием закрепощения крестьян. Содержавшиеся в писцовых книгах сведения определяли принадлежность крестьян землевладельцу.
Предполагается, что эти сословия выкристаллизовались в обществе ариев на протяжении эпохи «Ригведы» (1700—1100 гг. до н. э. ) в результате контакта развитой племенной сословной структуры с людьми чуждой культуры, имевшими кожу другого цвета. Термин «варна» не означает и никогда не обозначал «каста» , как его часто неточно переводят.
Впервые четыре варны упоминаются в «Пуруша-сукте» «Ригведы» , где излагается происхождение людей из частей тела первочеловека Пуруши:
« Когда Пурушу расчленили… , его рот стал брахманом, его руки сделались кшатрии, его бёдра — вайшья, из ног родился шудра. »
Более поздние памятники повторяют как идею четырёх варн, так и мотив их происхождения от некоего демиурга или культурного героя, родоначальника традиции. Одна из самых известных версий сюжета трансформации божественного персонажа или первочеловека в элементы социальной структуры (в данном случае в варны) содержится в «Законах Ману» (где варновая структура общества получила свою кодификацию) :
« А ради процветания миров Брахма создал из своих уст, рук, бёдер и ступнёй брахмана, кшатрия, вайшью и шудру.
А для сохранения всей этой вселенной он, пресветлый, для рождённых от уст, рук, бёдер и ступнёй установил особые занятия. Обучение, изучение вед, жертвоприношение для себя и жертвоприношение для других, раздачу и получение милостыни он установил для брахманов. Охрану подданных, раздачу милостыни, жертвоприношение, изучение вед и неприверженность к мирским утехам он указал для кшатрия. Пастьбу скота, и также раздачу милостыни, жертвоприношение, изучение вед, торговлю, ростовщичество и земледелие — для вайшья. Но только одно занятие владыка указал для шудр — служение этим варнам со смирением.
Уже в Древней Индии внутри варн началось расслоение, которое привело к образованию многочисленных каст.