18. Розташуйте держави VIII ст. за місцезнаходженням на карті із заходу на схід: A Франкська імперія; Б Хазарський каганат; В Болгарське князівство; Г Кордовський емірат.
Первые поселения людей в Верхневолжье относятся к Последнему оледенению[1]. На территории Ивановской области древнейшая найденная стоянка имеет слои палеолита (датировка: 12-13 тысяч лет назад) и находится близ озера Долгого в Клязьминском заказнике на границе Южского и Савинского районов[2][3]. Мезолит представлен бутовской[4] и иеневской культурами. Наибольшей концентрацией мезолитических стоянок отличалось скопление торфяных озёр Комсомольского и Тейковского районов[1][5]. В эпоху неолита поселений стало ещё больше. В Ивановской области известно более сотни неолитических и энеолитических памятников (верхневолжская[4], льяловская, в меньшей степени балахнинская культуры, а также волосовская культура)[6][5].
Портреты мужчины и девушки фатьяновской культуры из Тимофеевского могильника (Ильинский район). Реконструкция Г. В. Лебединской
В начале 2-го тысячелетия до н. э. (бронзовый век) произошло резкое потепление климата. Территория края в это время представляла собой лесостепь, куда с запада переселялись носители фатьяновской культуры, оставившие глубокий след в истории Волго-Окского междуречья[7][1][5]. На основе волосовских, фатьяновских и абашевских традиций сформировались т. н. фатьяноидные древности. В середине 2-го тысячелетия до н. э. на территорию края проникли представители поздняковской культуры. К концу бронзового века путём синтеза местных и пришлых традиций сложилась культура текстильной керамики, продолжившая своё развитие в начале железного века. На её основе в Верхневолжье середины 1-го тысячелетия до н. э. сформировался вариант дьяковской культуры. На территории области известно около полутора десятков памятников этой культуры[8][5]. Около 2,5 тысяч лет назад в регионе появились первые небольшие крепости, относящиеся к дьяковской культуре. Они известны на Тезе, Нерли, Волге и других реках[1].
В Ивановской области наиболее интересен подробно изучавшийся в течение длительного периода времени Сахтышский археологический комплекс в Тейковском районе, возле осушенного озера Сахтыш, где было найдено огромное множество памятников мезолита, неолита, энеолита, бронзового и железного веков[1][5].
Вещевой набор могильника у деревни Давыдовское Большое близок к комплексам культуры рязано-окских могильников и поздним памятникам дьяковской культуры. Радиоуглеродным методом могильник Большое Давыдовское 2 в Суздальском Ополье датируется 139—570 годами[9].
С VI века край достаточно плотно заселяется финно-угорскими племенами меря (запад, центр — «ростовская» меря и север региона — «костромская» меря), мурома (юго-восток: низовья рек Лух и Теза) и мари (восток). Их предками были главным образом представители дьяковской культуры, от которых финны унаследовали традиции хозяйствования. Расширялся пушной промысел, в скотоводстве рас разведение лошадей, в том числе и на мясо. Финны были отличными резчиками и ювелирами, была высоко развита обработка железа. К X веку меря, мурома и мари переживали последнюю стадию разложения первобытнообщинного строя и стояли на пороге государственности[1][5].
1. Отсталость от стран Европы Руси. После татаро-монгольского нашествия Русь должна была возобновлять построенные города, а также восстанавливать свой быт, в то время как у стран Европы было время для новаторства в науке, культуре и пр.
2. Одним из главнейших негативных последствий татаро-монгольского нашествия был упадок экономики. По большей части, главным фактором этого (помимо разрушений) было то, что во время битв и захватов монголами территорий было убито множество жителей Руси. Из-за этого исчезли ремёсла. Оставшихся в живых ремесленников монголы обратили в рабов и вывели за территорию русской земли. Кроме того, земледельцы начали переходить в северные районы государства подальше от влияния монголов. Эти факторы объясняют исчезновение русской экономики.
3. Также важным фактором, которому следует уделить отдельный пункт, является замедленность культурного развития населения русских земель. После татаро-монгольского нашествия, некоторое время на Руси не возобновляли (сожжённые) и не строили церквей.
4. Прекращение каких-либо контактов (например, торговых) со странами Западной Европы. Вся внешняя политика была строго ориентирована после татаро-монгольского нашествия на Золотую Орду. Именно орда назначала князей, а также только она собирала дань с русского народа. При непослушании ей какого-либо из княжеств Орда совершала карательные военные походы, которые оканчивались бойней.
5. Среди спорных многочисленных последствий татаро-монгольского нашествия, русские и западные исследователи пытаются до сих пор разобраться, дала ли политическая консервация расколотой русской земли толчок к объединению русского народа. Одни учёные утверждают, что именно из-за нашествия народ сплотился против Орды, другие же говорят, что как раз из-за неё произошёл раскол.
6. Так как после нападения монголо-татарского ига было множество убито русских воинов, то и военное дело естественно затормозилось на десятилетия. Потребовалось время. Кроме того, по той же причине стала острая проблема обустройства русскому населению быта и хозяйства (обычно такими делами на Руси издревле занимались исключительно мужчины).
Первые поселения людей в Верхневолжье относятся к Последнему оледенению[1]. На территории Ивановской области древнейшая найденная стоянка имеет слои палеолита (датировка: 12-13 тысяч лет назад) и находится близ озера Долгого в Клязьминском заказнике на границе Южского и Савинского районов[2][3]. Мезолит представлен бутовской[4] и иеневской культурами. Наибольшей концентрацией мезолитических стоянок отличалось скопление торфяных озёр Комсомольского и Тейковского районов[1][5]. В эпоху неолита поселений стало ещё больше. В Ивановской области известно более сотни неолитических и энеолитических памятников (верхневолжская[4], льяловская, в меньшей степени балахнинская культуры, а также волосовская культура)[6][5].
Портреты мужчины и девушки фатьяновской культуры из Тимофеевского могильника (Ильинский район). Реконструкция Г. В. Лебединской
В начале 2-го тысячелетия до н. э. (бронзовый век) произошло резкое потепление климата. Территория края в это время представляла собой лесостепь, куда с запада переселялись носители фатьяновской культуры, оставившие глубокий след в истории Волго-Окского междуречья[7][1][5]. На основе волосовских, фатьяновских и абашевских традиций сформировались т. н. фатьяноидные древности. В середине 2-го тысячелетия до н. э. на территорию края проникли представители поздняковской культуры. К концу бронзового века путём синтеза местных и пришлых традиций сложилась культура текстильной керамики, продолжившая своё развитие в начале железного века. На её основе в Верхневолжье середины 1-го тысячелетия до н. э. сформировался вариант дьяковской культуры. На территории области известно около полутора десятков памятников этой культуры[8][5]. Около 2,5 тысяч лет назад в регионе появились первые небольшие крепости, относящиеся к дьяковской культуре. Они известны на Тезе, Нерли, Волге и других реках[1].
В Ивановской области наиболее интересен подробно изучавшийся в течение длительного периода времени Сахтышский археологический комплекс в Тейковском районе, возле осушенного озера Сахтыш, где было найдено огромное множество памятников мезолита, неолита, энеолита, бронзового и железного веков[1][5].
Вещевой набор могильника у деревни Давыдовское Большое близок к комплексам культуры рязано-окских могильников и поздним памятникам дьяковской культуры. Радиоуглеродным методом могильник Большое Давыдовское 2 в Суздальском Ополье датируется 139—570 годами[9].
С VI века край достаточно плотно заселяется финно-угорскими племенами меря (запад, центр — «ростовская» меря и север региона — «костромская» меря), мурома (юго-восток: низовья рек Лух и Теза) и мари (восток). Их предками были главным образом представители дьяковской культуры, от которых финны унаследовали традиции хозяйствования. Расширялся пушной промысел, в скотоводстве рас разведение лошадей, в том числе и на мясо. Финны были отличными резчиками и ювелирами, была высоко развита обработка железа. К X веку меря, мурома и мари переживали последнюю стадию разложения первобытнообщинного строя и стояли на пороге государственности[1][5].
Объяснение:
1. Отсталость от стран Европы Руси. После татаро-монгольского нашествия Русь должна была возобновлять построенные города, а также восстанавливать свой быт, в то время как у стран Европы было время для новаторства в науке, культуре и пр.
2. Одним из главнейших негативных последствий татаро-монгольского нашествия был упадок экономики. По большей части, главным фактором этого (помимо разрушений) было то, что во время битв и захватов монголами территорий было убито множество жителей Руси. Из-за этого исчезли ремёсла. Оставшихся в живых ремесленников монголы обратили в рабов и вывели за территорию русской земли. Кроме того, земледельцы начали переходить в северные районы государства подальше от влияния монголов. Эти факторы объясняют исчезновение русской экономики.
3. Также важным фактором, которому следует уделить отдельный пункт, является замедленность культурного развития населения русских земель. После татаро-монгольского нашествия, некоторое время на Руси не возобновляли (сожжённые) и не строили церквей.
4. Прекращение каких-либо контактов (например, торговых) со странами Западной Европы. Вся внешняя политика была строго ориентирована после татаро-монгольского нашествия на Золотую Орду. Именно орда назначала князей, а также только она собирала дань с русского народа. При непослушании ей какого-либо из княжеств Орда совершала карательные военные походы, которые оканчивались бойней.
5. Среди спорных многочисленных последствий татаро-монгольского нашествия, русские и западные исследователи пытаются до сих пор разобраться, дала ли политическая консервация расколотой русской земли толчок к объединению русского народа. Одни учёные утверждают, что именно из-за нашествия народ сплотился против Орды, другие же говорят, что как раз из-за неё произошёл раскол.
6. Так как после нападения монголо-татарского ига было множество убито русских воинов, то и военное дело естественно затормозилось на десятилетия. Потребовалось время. Кроме того, по той же причине стала острая проблема обустройства русскому населению быта и хозяйства (обычно такими делами на Руси издревле занимались исключительно мужчины).
Объяснение: