§18. Война, изменившая карту Европы. Парижская коммуна.
Запись в тетрадь: 1870 - 1871 гг. – Франко - прусская война,
19 июля 1870г. – Франция объявила войну Пруссии.
Самостоятельно прочитайте текст учебника стр. 159-160 и выделите причины франко-прусской войны.
Запишите их в тетрадь:
Работа с документом. Прочитайте документ стр. 165-166
На основании документа, сделайте вывод: готова ли была Франция к войне с Пруссией?
Из документа стр. 166, выпишите в тетрадь условия мирного договора от 26 февраля 1871г.
1.
2.
Запись в тетрадь: 18 марта – 28 мая 1871г. – Парижская коммуна – орган городского самоуправления; 21 – 28 мая 1871г. – «Кровавая майская неделя».
Запись значение франко - прусской войны:
1. Рим вошел в состав Итальянского королевства.
2. Завершилось объединение Германии.
3. Возникла проблема Эльзаса и Лотарингии.
4. Во Франции идея реванша не оставляла умы людей.
Домашнее задание:
Параграф №18, читать, устно отвечать на во стр 165.
Письменно дать характеристику Парижской коммуне – это бунт, мятеж или подвиг? Какие уроки можно извлечь из этого события?
ВООРУЖЕНИЕ АРМИИ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА:уже в эпоху Древнего царства – эпоху царей-строителей пирамид в Египте была армия, набранная из свободных крестьян, отдельные отряды которой были вооружены единообразным оружием. То есть армия состояла из воинов с копьями и щитами, воинов с булавами, небольшими топориками и кинжалами из меди и бронзы, и отрядов лучников с большими луками, стрелы которых имели наконечники из кремня. Задачей войска была защита границ и торговых путей от нападений ливийцев – наиболее значимых среди племен «Девяти луков» – традиционных врагов Древнего Египта, нубийцев на юге и кочевников-бедуинов на Востоке. В период правления фараона Снофру войско царя захватило 70000 пленников, что косвенным образом говорит и о численности египетских войск, о совершенстве их тактики, и – об их превосходстве в вооружении!
Поскольку в Египте очень жарко какой-то особой «военной формы» или защитной одежды древние воины не имели. Вся их одежда состояла из традиционной юбки, парика из овечьей шерсти, игравшего роль шлема, защищающего голову от оглушающего удара булавы и щита. Последний делался из бычьей шкуры шерстью наружу, которая, видимо, соединялась в несколько слоев и натягивалась на деревянную раму. Щиты были большими, закрывавшими человека до самой шеи и заостренными сверху, а также несколько меньшего размера, сверху закругленные, которые воины удерживали за ремни, крепившиеся с обратной стороны.
Воины строились в фалангу и двигались на врага, прикрываясь щитами и выставив копья, а лучники находились позади пехотинцев и стреляли через их головы. Подобная тактика и примерно одинаковое вооружение у народов, с которыми в то время сражались египтяне, не требовали какого-то большего совершенства вооружения – побеждали более дисциплинированные и обученные воины и понятно, что это были, конечно, египтяне.
В конце Среднего царства египетская пехота, как и раньше традиционно подразделялась на лучников, воинов с ударным оружием ближнего действия (палицы, дубинки, топоры, секиры, дротики, копья), у которых не было щитов, воинов с секирами и щитами, и копейщиков. Этот «род войск» имел щиты длиной 60-80 см и шириной около 40-50 см, как, например, у фигурок воинов, обнаруженных в гробнице номарха Месехти. То есть в эпоху Среднего царства египтянам было известно глубокое построение из копейщиков, прикрывающихся щитами и построенных в несколько рядов!
Интересно, что войска египтян в это время состояли исключительно из пехоты. Первый случай использования лошадей в Египте засвидетельствован в ходе раскопок города Бухен – крепости на границе с Нубией. Находка относится к эпохе Среднего царства, но хотя лошади в это время уже и были известны, широкого распространения именно в Египте они не имели. Можно предположить, что некий состоятельный египтянин приобрел ее где-то на Востоке и привез в Нубию, но вряд ли использовал ее как тягловое средство.
Что касается лучников-пехотинцев, то они вооружались самыми простыми луками, то есть сделанными из одного куска дерева. Сложный лук (то есть собранный из разных пород дерева и оклеенный кожей) был бы для них слишком сложен в изготовлении, да и дорог, чтобы снабжать таким оружием рядовых пехотинцев. Но не надо думать, что эти луки были слабыми, ведь они имели длину 1,5 м, и более, и в искусных руках представляли собой очень мощное и дальнобойное оружие. Английские луки эпохи Средних веков из тиса или клена, и длиной от 1,5 до 2 м тоже были простыми, но пробивали на расстоянии в 100 м стальные доспехи, причем английский лучник презирал всякого, кто не мог за минуту выпустить 10 – 12 стрел. Правда, тут есть одна тонкость. Прямо в латников они не стреляли, или стреляли лишь на очень близком расстоянии: практически в упор! На дальнюю дистанцию стреляли вверх залпами по команде, так что стрела обрушивалась на рыцаря сверху и поражала не столько его самого, сколько его коня. Отсюда и латы на шее у рыцарских коней сверху! Так что в возможностях египетских лучников, вооруженных луками такого размера сомневаться не приходится, и они вполне могли поражать противников, не защищенных металлическими доспехами, на расстоянии в 75 – 100 м и до 150 м при благоприятных условиях.
1. Главным городом в Древнем Двуречье был Вавилон, поскольку он являлся не только столицей всего Вавилонского Царства, но также был крупным центром торговли.
2. Что они покупали в Вавилоне Пот реке Евфрат в город с севера приходили корабли с медью, мясом, строительными материалами, а на север шли караваны с пшеницей, ячменем и фруктами. Своего расцвета Вавилон достиг в VI веке до нашей эры — при царе Навуходоносоре II.
3. Если истец не мог представить суду этих доказательств, то его претензии судом не принимались. Особый вид доказательств составляли обращения к «божьему суду» . Речь идёт о клятвах перед богами и ордалиях, состоявших в том, что обвиняемый бросался (или его бросали) в реку, и считалось, что его судьба зависит от воли бога реки: если он был невиновен, то всплывал, а если виновен - тонул (то есть бог реки «забирал» его) . Клятвы перед богами приносились по множеству поводов: это обязан был сделать обвинитель, свидетели, заявитель о пропаже или краже имущества и об имевшей место сдаче его на хранение, а также об уплаченной за товар сумме. В ряде случаев обвиняемым в уголовном преступлении или ответчикам по гражданским искам было достаточно принести клятву богам, чтобы считаться невиновными и быть свободными от ответственности: при неумышленной потере или случайной гибели чужого имущества, доверенного ответчику, а также о сбривании по неведению рабского знака у чужого раба; обвинённая мужем, но не уличённая в измене жена также должна была поклясться в своей невиновности, и была признаваема таковой; это же относилось к человеку, обвинённому в непреднамеренном убийстве или нанесении раны в драке. Вполне серьёзно предполагалось, что боги неминуемо поразят смертью клянущегося ложно; поэтому принесение такой клятвы считалось в ряде случаев достаточным доказательством для оправдания и подтверждения правоты, а отказ принести клятву - доказательством справедливости обвинения. Описанная выше водная ордалия считалась необходимой в нескольких случаях: при обвинении в чародействе, при обвинении женщины третьим лицом в измене мужу, если она не была уличена в этом. В этих случаях также отказ от ордалии считался равносильным признанию вины.
4. Рабы-чужеземцы в Древнем Вавилоне были полностью бесправны - по сути, они были живыми вещами. Их можно было убить, покалечить или продать, а в рабстве они оставались до конца жизни.
Отрабатывавший долг вавилонянин должен был бесплатно работать на человека, которому задолжал - но только три года. Кроме того, кредитор не имел права причинять ему вред и/или продавать.