Либеральное движение конца 80-х – начала 90-х гг. было самым влиятельным идейным и политическим движением в бывшем СССР. Без него невозможно представить себе победу сторонников Б.Н. Ельцина в 1991 г., равно как и его собственную победу на президентских выборах, проходивших под либеральными лозунгами и при поддержке либеральных партий и движений. Однако считать “новых либералов” прямыми последователями их предшественников начала века нельзя прежде всего потому, что первоначально они не имели сложившейся системы взглядов и в основном лишь эмоционально поддерживали публицистов, призывавших на волне горбачевской “гласности” к ослаблению партийно-государственного пресса в экономической и политической жизни страны и к достижению каждым гражданином максимальной независимости от государства. Это была реакция интеллигенции на монополии КПСС на власть. Иными словами, либерализм возродился как естественная альтернатива социалистическим идеологии и советской системе в условиях их острого кризиса. Несколько позже, в 1990–1991 гг., либеральное движение приобрело откровенно прозападнический характер. Тогда большинству “новых либералов” казалось, что стоит лишь заменить планово-директивную экономику рыночной, а монополию КПСС на власть – политическим плюрализмом, как все в стране встанет на свои места и будет развиваться исключительно благоприятно для всех. Впервые прозвучало и не принятое большинством общественности главное положение либеральной доктрины – противопоставление индивидуализма традиционному для советского (да и российского) человека коллективизму. Одной из главных особенностей возрождения либерализма в нашей стране было то, что основным носителем его идеологии выступал не типичный для Запада “средний класс”, а интеллигенция. Ведущей же темой выступлений либералов стало создание рыночной экономики с целью насыщения потребительского рынка, а не формирование гражданского общества и правового государства (как это имело место на Западе, да и в самой России в начале века). Такой подход получил в политологической литературе название “потребительского либерализма”. Метаморфозы в сознании советского человека претерпела и идея индивидуализма. Если на Западе она обычно рассматривалась как право каждой личности иметь и свободно выражать свое мнение (что предполагало и терпимость к позиции [c.580] оппонента), в СССР периода “перестройки” эта категория воспринималась чаще всего как вседозволенность. В мае 1988 г. возникла первая партия “новых либералов” Демократический союз (ДС). Изначально в организации оформилось два крыла – “реформаторов” и “радикалов”. Единого лидера в ДС с самого начала не было. Однако фактическим руководителем стала В.И. Новодворская. Интересен и социальный состав либералов “первого созыва”: 30–35% были представителями интеллигенции, 29– 25% – студентами, 18–20% – рабочими. За первые два года существования ДС его региональные организации были созданы в 30 городах СССР. ДС стал первой самопровозглашенной партией в стране, поэтому к нему были близки представители других идейных течений, выступавших против монополии КПСС на власть и традиционной советской модели развития, в частности Российский союз молодых демократов (Ленинград), Социал-демократическая фракция в КПСС, часть христианских демократов. Неудивительно, что в последующие два года именно из рядов ДС рекрутировались руководители и активисты не только христианских демократов (стоящих на либеральных позициях), но и социал-демократов. Это обстоятельство подчеркивает еще одну важную особенность “нового либерализма” – первоначально он не был дифференцирован. Лишь политический опыт последующих лет привел к появлению в среде либералов (или, как их стали называть, демократов) различных течений.
Война североамериканских колоний Англии за независимость привела к уничтожению английского колониального господства и к созданию на американском континенте первого независимого государства — Соединенных Штатов Америки. Но война за независимость не уничтожила рабства негров в южных штатах нового государства. Почти через сто лет после освобождения от колониального гнета в США началась новая гражданская война. Север и Юг Соединенных Штатов развивались разными путями. В северных штатах быстро росла фабричная промышленность, появился многочисленный пролетариат и богатая, влиятельная буржуазия. В южных, сельскохозяйственных штатах распространилось рабство негров. Негры трудились на хлопковых плантациях. Рабов принуждали работать до полного физического изнеможения. Протестуя против угнетения, рабы портили и уничтожали инвентарь. Им давали только самые грубые и примитивные орудия труда. И все же продажа возделываемого рабами хлопка приносила плантаторам огромные прибыли. Рабовладельцы, занимая руководящее положение в высших органах власти США, издавали законы в своих интересах. В середине XIX в. Союз североамериканских штатов превратился, по выражению Маркса, в раба рабовладельцев. Но такое положение не могло долго сохраняться. Назревало решающее столкновение между передовым промышленным Севером и отсталым рабовладельческим Югом. Рабство на Юге тормозило развитие промышленности и сельского хозяйства всей страны. Против рабства выступали рабочие и фермеры. Усилившаяся буржуазия Севера не могла более мириться с тем, что центральная власть в США находилась в руках рабовладельцев.