2. Аугсбургский религиозный мир признал равноправными католичество и протестантство. В то же самое время он закрепил политическую раздробленность страны. Как вы оцените значение этого мира для Германии? 3. Одна из заповедей иезуитов гласила: «Папе надлежит повиноваться без всяких разговоров, даже ради греха, и надо совершить грех, смертный или простой, если начальник того требует во имя Господа нашего Иисуса Христа или в силу обета повиновения». Подумайте, какому обществу более подходит такая идеология — традиционному или индустриальному. Свою точку зрения аргументируйте.
Греческие колонии возникали за морями, как огоньки, которые, рассыпаясь от костра, зажигают новые костры. Они, как горсть монет, были разбросаны по берегам юга Италии, на Сицилии, южных берегах Галлии. На этих землях, западнее Греции, возникли новые города — Массилия, Тарент, Кумы и Сиракузы. На берегах Понта Эвксинского, нынешнего Чёрного моря, были основаны Тира, Ольвия, Херсонес, Пантикапей, Керкинитида. На юге Средиземноморья, на побережье Африки, греки основали торговый город Кирена, который со временем стал торговым соперником финикийцев.
Общественный строй в колониях складывался по-разному. Например, Ольвия и Херсонес были демократическими полисами. Народное собрание, подобно демократическим полисам Балканской Греции, было здесь высшим органом власти. Текущие дела вёл Совет, который ежегодно переизбирали. Но уже в Херсонесе были «стражи закона», которые имели широкие полномочия. На новых местах греки традиционно поселялись на берегу моря или недалеко от берега. Сразу же приходилось строить валы для защиты от варварского населения, которое часто враждебно относилось к пришельцам. Колонисты стремились наладить с местными жителями дружеские отношения. Они продавали им изделия греческих ремесленников — глиняную посуду, масло, ткани и т. п. Покупали зерно, шкуры, скот, древесину. Большей частью жители колоний занимались земледелием. В Херсонесе высокого уровня достигло виноградарство и виноделие. В метрополию продавали хлеб, солёную и вяленую рыбу. Из Эллады поступали керамическая посуда, ткани, оружие, вино, предметы роскоши
Жители колоний не забывали свою культуру. Они обустраивались на новых местах так, чтобы повседневная жизнь напоминала им родную землю. Колонисты строили храмы тем же богам, которым поклонялись на родине, в колониях были театры, где шли спектакли прославленных греческих авторов. В театрах выступали не только местные актёры, а и знаменитости из Эллады. Если вы попадёте в Херсонес сегодня, то посетите руины величественного городского театра. В городах Северного Причерноморья с особым уважением относились к спортивной подготовке. Сохранились упоминания о существовании спортивных школ (гимнасий) в городах Ольвии, Пантикапее, Херсонесе. Проводились спортивные игры. Победители получали так называемые панафинейскне амфоры. Это были призы за участие в соревнованиях, посвящённых Афине, которые устраивались каждые четыре года, как в Аттике. Это свидетельствовало не только об уважительном отношении граждан к физической культуре, но и служило примером тесной связи колоний со своей родиной. Новые греческие города-колонии были центрами проникновения греческой цивилизации на новые земли. Они распространяли античную культуру на соседние народы. Через колонии пролегали новые торговые пути в далёкие страны.
Тасмолинская археологическая культура — археологическая культура, к которой относятся памятники Центрального Казахстана эпохи раннего железа. Такое название основано на данных многочисленных археологических раскопок в урочище Тасмола.
Эпоха раннего железа в Центральном Казахстане датируется VII—I в. до н. э. Это время широкого распространения особого типа погребальных сооружений на значительной территории современной Карагандинской области (Казахстан). Исследованием памятников раннего железного века на территории Сарыарки занимался археолог Мир Касымович Кадырбаев[1] и др. Традиционно в развитии тасмолинской археологической культуры выделяют три этапа[2]:
ранний (VII—VI вв. до н. э.);
средний (V—III вв. до н. э.);
поздний (III—I вв. до н. э.).
А. З. Бейсенов выделил поздний, коргантасский этап (курганы с жертвенными отсеками и др.) с рядом аналогий на территории Синьцзяна, Монголии, Алтая; по А. Д. Таирову, это — мигранты[3].
Главное отличие памятников урочища Тасмола — это получившие широкое распространение именно в Центральном Казахстане так называемые, «курганы с усами». Несмотря на многовариантность данных памятников, почти все они объединены в единый архитектурный комплекс: они представлены главным курганом с погребением и вторым курганом, где обычно находится захоронение лошади, и, наконец, двумя дугообразными каменными «усами», всегда вытянутыми на восток.
Археологи выделяют четыре разновидности таких курганов с «усами»[4]:
1 тип — когда с восточной стороны более крупного кургана строят один курган поменьше, а от малого кургана с восточной стороны отходит цепь — «усы»;
2 тип — когда два кургана строятся рядом, в направлении с юга на север, а затем от обоих курганов в восточном направлении отходит, похожая на усы каменная дуга;
3 тип — когда строится большой курган, а затем на нем возвышается другой, меньший по размеру; каменная дуга строится с восточной стороны главного кургана;
4 тип — аналогично 3 типу, за исключением того, что нет четких границ разделения между большим и малым курганом.
Археологи сходятся во мнении, что в элементах комплекса курганов с каменными грядами прослеживаются атрибуты солярного (то есть солнечного) культа: «усы» сложены «входом» на восток, к утреннему солнцу, жертвоприношение солнечному божеству коня. Нередки также находки прокаленного грунта и следы кострищ по концам каменных гряд.
Изученные памятники, определяют западную границу культуры в районе гор Улытау, южную — по Северной Бетпакдале и Северному Прибалхашью, восточную — по пришидертинским и баянаульским степям и далее к югу до Шубартау[5].
Распад тасмолинской культуры связывают с миграциями в восточной части сарматских археологических кул