Капитализм как экономическая система. В качестве необходимого формационного этапа развития мировой экономической цивилизации капитализм представляет собой производственную систему индустриального общества. Крупное машинное производство составляет его техническую базу; отношение (противоречие) между классом наемных рабочих и классом капиталистов - основное производственное отношение (противоречие) данного строя. Специфической особенностью капитализма является товарно-денежная форма основного производственного отношения: взаимосвязь труда и собственности необходимо реализуется здесь через рынок. Вследствие этого и вся система производственных отношений приобретает рыночную форму; товарно-денежные связи экономических субъектов приобретают всеобщий характер; противоречие между производством и потреблением разрешается и воспроизводится как взаимодействие рыночных контрагентов.
Объективная зависимость их экономического положения, возможностей реализации материальных интересов от движения рыночных параметров (цен, спроса и предложения) порождает такое характерное для капитализма явление, как товарно-денежный фетишизм, культ денег, которые субъективно воспринимаются не как социальная форма, воплощающая движение производственных отношений, а как самостоятельная сила, управляющая жизнью людей. Вместе с тем, всеобщность рыночных механизмов связи экономических субъектов порождает специфическую форму соревновательности - капиталистическую конкуренцию, которая пронизывает все хозяйственные взаимосвязи, все отношения как между классами, так и внутри них538.Высокая мобильность технического базиса производства, с одной стороны, и обусловленное конкурентной борьбой стремление к максимальной эффективности хозяйствования, с другой, - предопределяют такую атрибутивную черту капиталистической экономики, как высокая степень социального динамизма539. После долгах тысячелетий архаичного хозяйствования, когда одной из высших социальных ценностей было следование традициям, когда всякое новшество воспринималось как чуть ли не преступление, покушение на "заветы предков", - капиталистическая социальная динамика стал подлинной революцией в образе жизни и психологии людей, в движении материальных и духовных элементов культуры, в степени насыщенности социального времени событиями переменами. После возникновения капитализма всё прочие общественно-экономические структуры превратились в пассивные объекты внешней экспансии; их социальное время "застыло" остановилось; значимость любых происходящих здесь событий стала исчезающе малой величиной соотносительно с динамикой капиталистического развития. " Буржуазия менее чем за сто лет своего классового господства создала более многочисленные и более грандиозные производительные силы, чем все предшествовавшие поколения, вместе взятые. Какое из прежних столетий могло подозревать, что такие производительные силы дремлют в недрах общественного труда!"540.
Основными стадиями развития капитализма можно считать стадию генезиса и ранней эволюции в качестве уклада в рамках феодального хозяйства и на технической базе этого хозяйства; стадию развитого капитализма, сформировавшегося в результате промышленного переворота на базе машинного производства, технически адекватного "капитализму вообще" с господством механизма свободной конкуренции; стадию монополистического капитализма, переход к которой был обусловлен эволюцией техники и концентрацией производства на рубеже XIX-XX вв. и способствовал трансформации свободной конкуренции в монополистическую.
Наиболее полно сущностные черты рассматриваемого а производства проявили себя в условиях функционирования развитого капитализма, то есть "капитализма вообще", в силу чего присущая ему социально-экономическая структура нуждается в аналитической конкретизации.
Знаменитый император Восточной римской (Византийской) империи; правил с 527 по 565 г. после Р. Х. Жизнь его теснейшим образом связывается с мировыми событиями его времени и с многоразличными явлениями социально-политической и духовной культуры интересной и важной эпохи, как бы соединяющей судьбы древнего и нового мира; его деятельность сложению начал, оказавших глубокое воздействие на основные процессы развития европейской цивилизации.Много высказывалось противоречивых взглядов о значении и результатах царствования Ю. По мнению некоторых историков, он не понял необходимости ориентировать по новому курсу общую государственную задачу — стать определенно восточным императором (балкано-азиатским), укрепить здание своего царства в новой, более узкой, но жизненной конфигурации, отказавшись от невыполнимой римской традиции миродержавства. Нельзя, однако, судить об историческом деятеле в той перспективе, какая представляется перед глазами далекого потомка-исследователя. Византийская идея еще не была формулирована во времена Ю.; римский всемирно-монархический идеал неизбежно охватывал каждого предприимчивого государя не только честолюбивой мечтой, но и сознанием долга. Ю. чувствовал себя обязанным восстановить империю в целом и вдохнуть в нее всесовершенное единство антично-христианской культуры. Он не понял, что обществу и народам, которыми он повелевал, не по силам уже было нести бремя такой политики и что она в конце концов не имела ничего общего с их интересами. Его завоевательные предприятия, как и войны Людовика XIV, выродились из государственных в династические и не могли создать ничего устойчивого. Устраивая администрацию, он, при хороших намерениях, шел и в религиозной, и в политической, и в социальной сфере по ложной дороге, подчиняясь заблуждениям самодовлеющего абсолютизма: им было сделано много внутреннего зла во имя эфемерного внешнего блага. Устоять против разнородных опасностей реставрированное им здание долго не могло. Как бы то ни было, он совершил грандиозное усилие собрать воедино все, до чего доработался древний мир. Его труды в области права и законодательства, просвещения и искусства создали крупное целое, занявшее важное место в эволюции всемирной культуры.
Объективная зависимость их экономического положения, возможностей реализации материальных интересов от движения рыночных параметров (цен, спроса и предложения) порождает такое характерное для капитализма явление, как товарно-денежный фетишизм, культ денег, которые субъективно воспринимаются не как социальная форма, воплощающая движение производственных отношений, а как самостоятельная сила, управляющая жизнью людей. Вместе с тем, всеобщность рыночных механизмов связи экономических субъектов порождает специфическую форму соревновательности - капиталистическую конкуренцию, которая пронизывает все хозяйственные взаимосвязи, все отношения как между классами, так и внутри них538.Высокая мобильность технического базиса производства, с одной стороны, и обусловленное конкурентной борьбой стремление к максимальной эффективности хозяйствования, с другой, - предопределяют такую атрибутивную черту капиталистической экономики, как высокая степень социального динамизма539. После долгах тысячелетий архаичного хозяйствования, когда одной из высших социальных ценностей было следование традициям, когда всякое новшество воспринималось как чуть ли не преступление, покушение на "заветы предков", - капиталистическая социальная динамика стал подлинной революцией в образе жизни и психологии людей, в движении материальных и духовных элементов культуры, в степени насыщенности социального времени событиями переменами. После возникновения капитализма всё прочие общественно-экономические структуры превратились в пассивные объекты внешней экспансии; их социальное время "застыло" остановилось; значимость любых происходящих здесь событий стала исчезающе малой величиной соотносительно с динамикой капиталистического развития. " Буржуазия менее чем за сто лет своего классового господства создала более многочисленные и более грандиозные производительные силы, чем все предшествовавшие поколения, вместе взятые. Какое из прежних столетий могло подозревать, что такие производительные силы дремлют в недрах общественного труда!"540.
Основными стадиями развития капитализма можно считать стадию генезиса и ранней эволюции в качестве уклада в рамках феодального хозяйства и на технической базе этого хозяйства; стадию развитого капитализма, сформировавшегося в результате промышленного переворота на базе машинного производства, технически адекватного "капитализму вообще" с господством механизма свободной конкуренции; стадию монополистического капитализма, переход к которой был обусловлен эволюцией техники и концентрацией производства на рубеже XIX-XX вв. и способствовал трансформации свободной конкуренции в монополистическую.
Наиболее полно сущностные черты рассматриваемого а производства проявили себя в условиях функционирования развитого капитализма, то есть "капитализма вообще", в силу чего присущая ему социально-экономическая структура нуждается в аналитической конкретизации.