Святой благоверный князь Андрей Боголюбский (1110-1174), внук Владимира Мономаха, сын Юрия Долгорукого и половецкой княжны (в святом Крещении Марии) , еще в юности был назван Боголюбским за постоянно присущее ему глубокое молитвенное внимание, прилежание к церковным службам и "утаенных молитв к Богу присвоение". От деда, Владимира Мономаха, внук унаследовал великую духовную сосредоточенность, любовь к Слову Божию и привычку обращаться к Писанию во всех случаях жизни. Русская Церковь помнит и чтит своих мучеников и созидателей. Андрею Боголюбскому принадлежит в ней особое место. Взяв в руки чудотворный образ Владимирской Божией Матери, святой князь как бы благословил им отныне и до века главнейшие события русской истории. 1395 год - перенесение Владимирской иконы Божией Матери в Москву и избавление столицы от нашествия Тамерлана (празднуется 26 августа) ; 1480 год Руси от нашествия хана Ахмата и окончательное падение монгольского ига (празднуется 23 июня) ; 1521 год Москвы от нашествия крымского хана Махмет-Гирея (празднуется 21 мая) . Молитвами святого Андрея сбылись над Русскою Церковью его самые заветные чаяния. В 1300 году митрополит Максим перенес Всероссийскую митрополичью кафедру из Киева во Владимир, сделав Успенский собор, где покоились мощи святого Андрея, первопрестольным кафедральным храмом Русской Церкви, а Владимирскую чудотворную икону - ее главной святыней. Позже, когда общерусский церковный центр сместился в Москву, пред Владимирской иконой совершалось избрание митрополитов и патриархов Русской Церкви. В 1448 г. пред нею совершилось поставление Собором русских епископов первого русского автокефального митрополита - святителя Ионы. 5 ноября 1917 года пред ней совершилось избрание Святейшего Патриарха Тихона - первого после восстановления патриаршества в Русской Церкви. В 1971 году, в праздник Владимирской иконы Божией Матери, состоялась интронизаиия Святейшего Патриарха Пимена.
Литургическая деятельность святого Андрея была многогранна и плодотворна.
Возвышение в XIV-XV вв. небольшого Московского княжества привело к тому, что уже через два столетия на карте мира появилось обширное Российское государство, которым правили потомки основателя династии, первого князя Москвы Даниила Александровича. На долю Даниила выпала трудная задача создать из маленького городка мощное княжество, которое при сыне Даниила, князе Иване Калите, смогло победить в междоусобной борьбе и в итоге стать объединителем Руси.В науке существуют разные мнения о первом князе Москвы. Классик русской истории, В.О.Ключевский, считал первых московских князей посредственными личностями, которые почти не отличались один от другого. А современный исследователь Н.С.Борисов, наоборот, утверждает, что Даниил был выдающейся фигурой своего времени.Первый правитель средневековой Москвы, Даниил был четвёртым, младшим сыном Александра Невского. Отец завещал Даниилу в удел Москву, которая, ввиду малозначительности, ранее не имела своего князя.Александр Невский умер в 1263 г., и двухлетний Даниил воспитывался у своего дяди, Ярослава Тверского. Русские летописцы не отметили года, в котором Даниил сел на своё княжение. Впервые московский князь Даниил появился на страницах летописей в 1282 г., когда в союзе с тверским князем Святославом и свободолюбивыми горожанами Новгорода он выступил против великого князя Дмитрия, другого сына Александра Невского. Между Дмитрием и его младшим братом Андреем шла упорная борьба за право обладания титулом "старейшего на Руси" - великого князя. И в страшном 1283 г., когда Андрей привёл на Русь татарскую Дюденеву рать, чтобы свергнуть своего брата-соперника, Москва была походя разорена свирепой кочевой конницей.Через три года Даниил, понемногу оправившись после татарской рати, вступил в спор между великим князем Андреем и сыном умершего Дмитрия, Иваном. Андрей претендовал на Переяславль-Залесский, который Иван наследовал от отца. Ряд князей, среди них и Даниил, решили поддержать молодого переяславского князя. Войска противников сошлись у Юрьева-Польского, но в итоге дело было решено миром, и город остался за Иваном Дмитриевичем. С этого времени между московским и переяславским князьями установилась прочная дружба.В 1300 г. Даниил перешёл к политике захвата близлежащих земель. Его войско осадило столицу соседнего княжества Рязань и разбило оборонявшихся под стенами этого древнего города. Сам рязанский князь был захвачен в плен. В результате войны к Москве отошла рязанская Коломна, важный торговый центр, выгодно расположенный на слиянии рек Ока и Москва. Через два года Москва сделала второе крупное земельное приобретение. Князь Иван Переяславский, умирая, завещал свой престол Даниилу. Великий князь Андрей, который давно "точил зуб" на Переяславское княжество, сразу заявил о своих правах на него. Но Даниил успел послать в город своего сына Юрия, и тот занял город при полной поддержке горожан.В этот непростой для Москвы момент, 4 марта 1303 г., князь Даниил ушёл из жизни (в возрасте 42 лет). В следующем году последовала смерть великого князя Андрея, который так и не сумел реализовать свои права на Переяславль.По старшинству место Андрея должен был занять Михаил Ярославович Тверской, который отправился к хану Золотой Орды за утверждением на великое княжение. Ранее Михаил был союзником Даниила, но, став великим князем, он начал претендовать на Переяславль. Поэтому на период правления наследника Даниила, князя Юрия, развернулась ожесточённая борьба Москвы с Тверью.Даниил перед смертью принял монашеский постриг и был похоронен в основанном им Даниловом монастыре. Старая московская легенда гласит, что со временем место могилы родоначальника московской династии было забыто. И вот однажды один молодой дворянин из свиты князя Ивана III Московского, охотясь в этих местах, повстречал таинственного монаха, который прятал лицо и руки в длинном чёрном одеянии. Монах - им оказался умерший Даниил - велел передать своему правнуку слова укоризны. "Ты, - сказал он, - сам здесь забавляешься, а меня забыл, и могила моя лежит в запустении". После этого случая могила была обновлена, и московское княжеское семейство стало молиться за Даниила в церкви.В XVII в. многие русские князья XIII-XIV веков были объявлены русской церковью святыми. 30 августа 1652г. мощи князя Даниила были обретены и торжественно перенесены в храм Седьми Вселенских Соборов в Даниловом монастыре, а сам основатель московского княжества был причислен к лику святых.
Русская Церковь помнит и чтит своих мучеников и созидателей. Андрею Боголюбскому принадлежит в ней особое место. Взяв в руки чудотворный образ Владимирской Божией Матери, святой князь как бы благословил им отныне и до века главнейшие события русской истории. 1395 год - перенесение Владимирской иконы Божией Матери в Москву и избавление столицы от нашествия Тамерлана (празднуется 26 августа) ; 1480 год Руси от нашествия хана Ахмата и окончательное падение монгольского ига (празднуется 23 июня) ; 1521 год Москвы от нашествия крымского хана Махмет-Гирея (празднуется 21 мая) . Молитвами святого Андрея сбылись над Русскою Церковью его самые заветные чаяния. В 1300 году митрополит Максим перенес Всероссийскую митрополичью кафедру из Киева во Владимир, сделав Успенский собор, где покоились мощи святого Андрея, первопрестольным кафедральным храмом Русской Церкви, а Владимирскую чудотворную икону - ее главной святыней. Позже, когда общерусский церковный центр сместился в Москву, пред Владимирской иконой совершалось избрание митрополитов и патриархов Русской Церкви. В 1448 г. пред нею совершилось поставление Собором русских епископов первого русского автокефального митрополита - святителя Ионы. 5 ноября 1917 года пред ней совершилось избрание Святейшего Патриарха Тихона - первого после восстановления патриаршества в Русской Церкви. В 1971 году, в праздник Владимирской иконы Божией Матери, состоялась интронизаиия Святейшего Патриарха Пимена.
Литургическая деятельность святого Андрея была многогранна и плодотворна.