2. Дайте общую оценку политического развития СССР в 1964 -1984 гг. Почему этот период называют «золотым веком номенклатуры»? На конкретных примерах 1964 —1984 гг. подтвердите или опровергните слова Н. С. Хрущева о том, что «боязнь критики и самокритики присуща уходящим классам и их политическим партиям».
Давайте начнем с общей оценки политического развития СССР в указанный период. В 1964 году власть в стране была передана с Н.С. Хрущева на Л.И. Брежнева, и это стало началом нового этапа в политической истории СССР.
В целом, период с 1964 по 1984 годы можно назвать "золотым веком номенклатуры" по нескольким причинам. Во-первых, за это время произошел значительный экономический рост в стране, что привело к улучшению жизни многих советских граждан. Происходило индустриализация и модернизация экономики, строительство новых предприятий, развитие науки и технологий.
Во-вторых, СССР стал одной из ведущих супердержав в мире, существовала сильная армия и высокая степень военного влияния. СССР предоставлял поддержку другим странам социалистического лагеря, что укрепляло его роли в мире.
Однако, стоит отметить, что оценка политического развития СССР в этот период имеет и свои негативные стороны. В целом, политическая система была авторитарной, с ограниченными политическими свободами для граждан. СФСР сохранял монополию на политическую власть, и ни одна другая политическая партия не была разрешена.
Теперь давайте проверим слова Н.С. Хрущева о боязни критики и самокритики на примере событий в период с 1964 по 1984 годы.
Один из ключевых событий этого периода - это затухание "хрущевской оттепели". В начале 1960-х годов Хрущев проводил политику открытости (так называемая "оттепель"), которая позволила определенные политические и культурные изменения в стране. Однако, после прихода к власти Брежнева, политика стала более консервативной и закрытой.
Подавление диссидентского движения и преследование оппозиции стали характерными чертами политического режима в этот период. Диссиденты, такие как Андрей Сахаров и Александр Солженицын, были заинтересованы в самокритике и критике политической системы в СССР. Они видели недостатки и проблемы и хотели их решить.
Тем не менее, их критика и самокритика встречала жесткое подавление и преследование со стороны властей. Были случаи арестов, изгнания из страны и проведения политической репрессии против тех, кто открыто выражал свое мнение.
Таким образом, можем сказать, что слова Хрущева о боязни критики и самокритики, присущей уходящим классам и их политическим партиям, в значительной мере подтвердились в период с 1964 по 1984 годы. Существовало угнетение свободы выражения и политической дискуссии, и преследования тех, кто высказывал критику.
В заключение, политическое развитие СССР в период с 1964 по 1984 годы можно оценить как «золотой век номенклатуры». Это время было отлично по экономическому развитию и международному положению СССР. Однако, политическая система в это время была закрытой и авторитарной, а критика и самокритика были подавлены.
На октябрьском Пленуме ЦК в 1964 г. генеральным секретарем ЦК стал Л.И. Брежнев. Председателем Совета министров А.Н. Косыгиным были предложены меры по экономическим преобразованиям, в основе которых лежали новые методы планирования и новые принципы экономического стимулирования.
Хозяйственная реформа разрабатывалась группой экономистов под руководством Либермана. Дать толчок дальнейшему развитию производства должна была интенсификация и введение на предприятиях элементов хозрасчета. Было прекращено давление на предприятия сверху, в распоряжении предприятий оставалась доля прибыли, создавались фонды материального стимулирования, выдавались кредиты для финансирования промышленного строительства, не допускалось изменение планов без согласования с предприятием.
На первом этапе были достигнуты значительные результаты. Восьмая пятилетка стала самой успешной за послевоенные годы. Объем производства вырос в 1,5 раза, построено 1900 крупных предприятий.
В 1972 г. основные средства от легкой промышленности стали направлять на развитие оборонного комплекса. Делались попытки внедрения новых методов работы (бригадный подряд), закупалось импортное оборудование.
Для успешного продолжения реформ требовались новые подходы. Однако большинство лидеров экономики не могли отказаться от привычных методов управления, что привело к свертыванию преобразований.
Система отторгала все инициативы снизу оживить экономику. Многие хозяйственники заботились не об умножении национального достояния, а о том, чтобы в изделие вложить максимум труда и материалов и подороже продать его государству.
Существующий механизм хозяйствования противодействовал внедрению достижений науки и техники в производство.
Срок освоения новой продукции растягивался на десятилетия. Нарастали дефицит государственного бюджета, внешний финансовый долг. Сказывалась непоследовательность в проведении реформирования.
В 70-е гг. приток «нефтедолларов» сглаживал провалы в экономическом развитии. Это позволило оставить в неприкосновенности систему директивного управления.
В дальнейшем падение с на природное топливо привело к падению цен на нефть и газ, что ударило по советской экономике. Темпы роста упали в 3 раза, к началу 80-х гг. экономика страны находилась в критическом состоянии.
Руководство страны предпринимало усилия по стабилизации положения в сельском хозяйстве. Перераспределялся национальный доход в пользу села, списывались долги, повышались закупочные цены, проводилась комплексная механизация, химизация и мелиорация земель.
В 70-е гг. была сделана ставка на агропромышленную интеграцию - кооперирование колхозов и совхозов в агропромобъединения с обслуживанием их отраслями промышленности. Для этой цели в 1985 г. создали ГосАгроПром. Несмотря на все усилия, сельское хозяйство оставалось слабейшей отраслью экономики. Потери продукции составляли до 40%. Экономический кризис села усугублялся несправедливым обменом между городом и деревней. Жесткое бюрократическое управление гасило инициативу крестьян.
Процесс изменения уровня жизни народа в этот период протекал противоречиво. С одной стороны, существенные успехи были достигнуты в решении жилищной проблемы. К началу 80-х гг. 80% семей имели отдельные квартиры. С другой - резко сократились капиталовложения в социальную сферу. Значительно урезаны расходы на здравоохранение. Была выпущена огромная денежная масса, не подтвержденная качественными товарами. В результате сложился дефицит на товары.
Однако, несмотря на большие издержки, в стране было достигнуто относительное благополучие по сравнению с предыдущими десятилетиями. Это создало видимость социальной стабильности.