2.Каковы характерные черты внешней политики Западно-Тюрского каганата? 3.- На чем основывалась экономика Западно-Тюрского каганата?
4.- В чем отличия от Тюрского каганата на востоке?
5.- Какие отрасли хозяйства были развиты в Западно-Тюрском каганате?
6.- Что послужило причинами ослабления каганата?
атлахская битва произошла в 751 году н.э., на территории средней азии, возле реки талас, между арабским халифатом и тюргешским каганатом и империей тан (китай). китай стремился установить свое господство в средней азии и отправил для этих целей крупные силы около 100000 воинов. в это время арабы, создавали свой халифат, покорив иран, кавказ, афганистан, весь ближний восток. китайские войска в это время захватили ташкент и ликвидировали тамошнего правителя, посадив на его место своего человека. тюргешкий каган сулук, опасаясь китайской экспансии, отправил арабскому халифу посла, для объединения против китайцев. арабский халиф на тюргешам отправил своих воинов на лошадях и верблюдах, в общем количестве 20 – 30 тысяч человек. к ним примкнули тюргеши и другие тюркские племена, численность союзников доросла до 70 – 80 тысяч воинов. битва между арабами и тюргешами с одной и китайцами и его союзниками с другой стороны началась в июле, возле реки талас. в течении четырех дней войска не решались начать бой. однако, во время столкновения двух мощнейших армии, арабской во главе полководца зияд ибн салиха и китайской, под командованием гао сяньчжи с обеих сторон пало и было ранено по 20 – 40 тысяч воинов. китайцы потерпели поражение, им на пятый день битвы ударили в спину их союзники карлуки. китайцам пришлось отступить и отказаться от идеи покорения средней азии. китайский полководец едва остался в живых, за счет проложенной конвоем дороги посреди отступающего в беспорядке войска. арабы, также были ослаблены и долго не могли прийти в себя после такого крупного сражения. их власть в средней азии также была не прочной, власть оставалась в руках тюрков. политическая ситуация в китае и в арабском халифате со временем заставила вернуться пограничные отряды обеих империи в свои пределы. эта крупнейшая в средневековья битва сыграло огромную роль в судьбе стран и народов средней азии. мудрой политике тюркских правителей, удалось избежать политической зависимости от арабского халифата и китайской империи. хотя местные каганы приняли ислам, арабская власть не распространилась на эти земли. китай был занят своими внутренними проблемами в стране, и план экспансии на запад им пришлось отложить. атлахская битва остановила продвижение китая на земли средней азии почти на 1000 лет. после битвы карлуки и уйгуры восстановили свои государства, а секреты изготовления бумаги через китайских военнопленных попала на запад.
подробнее - на -
По легенде, приводимой персидским историком Рашид ад-Дином, слово «керей» произошло от цвета кожи сыновей тюркского кагана. Первоначально керeи жили на территории Восточной Монголии. Они населяли берега рек Орхон, Керулен, Селенга и Аргун. На западе кереи соседствовали с найманами и уйгурами. Столицей был город Хатун-Балык на реке Орхон. Первые сведения о кереях встречаются в письменных источниках начала Х века. Основные сведения о них можно встретить в «Тайной истории монголов» («Сокровенное сказание монголов»). Рашид ад-дин писал, что керeи – «сильно развитый народ. Они ослабли под воздействием Чингисхана. У них была очень высокая культура, они пользовались тюркской письменностью».
В образовавшейся Монгольской империи писарями в основном были кереи. В ХI веке в состав государства кереев входило 8 аймаков, населенных племенами керeев, жиркиев, конкaев, сакаев, тутay, албатов, тунхаев, кыркунов. Государство кереев достигло расцвета в Х–ХI веках при правлении Маркус-хана и его сына Куршакуз-хана. После смерти Куршакуза ханом стал его сын Торы (Тогрул-хан, Ван-хан). Ставка при Торы-хане располагалась в местности Битобе, где сейчас расположена столица Монголии Улан-Батор. В конце XII века в результате междоусобных войн ханство распалось на две части.
При дворе Торы-хана воспитывался Чингисхан, но мирные отношения между кереями и монголами длились недолго. В столкновении с Чингисханом Торы-хан потерпел поражение и был убит найманским полководцем. Часть кереев переселилась на территорию Казахстана. Государство кереев окончательно прекратило существование в результате монгольского нашествия (кереи вошли в состав улуса Джучи, а позднее – в состав Среднего жуза). После поражения от монголов значительная часть кереев поселилась в районах рек Ишим, Тобол и Иртыш. В XIII веке кереи, объединив тюркоязычные племена западной Сибири, создали Сибирское ханство (государство тайбугидов), основателем которого стал Тайбуга-хан, столицей Чинги-Туpa (современная Тюмень).
Сведения о жалaирах содержатся в основном в монгольских источниках, где говорится, что племя жалаиров состояло из 10 родов. Они жили по берегам рек Селенга и Хилок, в верховьях реки Онон и по хребтам каракорумских гор. Из племени жалaиров самым близким человеком к Чингисхану был знаменитый акын, оратор и батыр-военачальник Мукылай, которому за безупречную службу Чингисхан присвоил титул куй ун чинcан тайжи и доверил командование 10-тысячным войском. В монгольских летописях фигурирует другой представитель племени жалаиров, бывший одно время ближайшим другом Чингисхана (позднее непримиримым врагом) – Жамука (Джамуха).
В «Тюркской летописи» хана Абулгази о жалaирах говорится как о покоренном Чингисханом племени. В XVI веке о жалаирах писал известный казахский историк Кадыргaли Жалаири. Он также свидетельствует, что жалaиры – это одна из больших ветвей племени алаша. Основным местом расселения жалaиров в период вхождения в состав казахского народа являлось Семиречье.
Правители найманов, керeитов и жалaиров носили титул хан. Власть осуществлялась по улусной системе. Улус имел свою определенную территорию. Ханская ставка, считавшаяся высшим органом власти, ведала двумя важными статьями – ханским имуществом и армией хана. У найманов и кереитов существовало обычное право. Делопроизводство было основано на уйгурском алфавите. Основой войска была десятичная система. Хан назначал командующих тысячами и туменами. Повседневными внутренними делами в улусах управляли люди, носившие титул шерби. Этот титул присваивался ханом. До проникновения ислама на территорию Казахстана найманы и керeиты исповедовали христианство несторианского толка. Основным занятием найманов, керев и жалaиров было полукочевое скотоводство. Кереи занимались преимущественно коневодством. Существовало два вида кочевания: 1) большими группами; 2) отдельными семьями или небольшими объединениями. Основным жилищем были юрты.