2) Кто из россиян ещё носи бороду, а кто уже привык следовать петровским традициям внешне. го вида? Могли ли крестьяне носить парики и пользоваться пудрой?
Новгоро́дская респу́блика (Господи́н Вели́кий Но́вгород) — севернорусское средневековое государство, существовавшее с 1136 года по 1478 год. В период наибольшего расцвета, кроме Новгородской земли в узком смысле, включала также территории от Балтийского моря на западе до Уральских гор на востоке и от Белого моря на севере до верховьев Волги и Западной Двины на юге. Находясь с 1245 года под сюзеренитетом великих князей владимирских[1][2], титул которых с XIV века стали наследовать исключительно московские князья, Новгородская республика в 1478 году была завоёвана Иваном III и полностью вошла в состав централизованного Русского государства.Для Новгородской республики характерны некоторые особенности общественного строя и феодальных отношений: значительный социальный и землевладельческий вес новгородского боярства, имеющего давние традиции, и его активное участие в торговой и промысловой деятельности. Основным экономическим фактором была не земля, а капитал. Это обусловило особую социальную структуру общества и необычную для средневековой Руси форму государственного правления.
Вече — собрание части мужского населения города — обладало широкими полномочиями («общегородское» вече): оно призывало князя[3], судило о его «винах», «указывало ему путь» из Новгорода; избирало посадника, тысяцкого и владыку; решало вопросы о войне и мире; издавало и отменяло законы; устанавливало размеры податей и повинностей; избирало представителей власти в новгородских владениях и судило их.
После первого удачного похода на Новгород (1471) Иван III принудил новгородцев «ставить архиепископа на Москве»[4]. В результате второго похода (1478) вече было уничтожено как политический институт, а вечевой колокол увезён в Москву. Традиции веча восходят к многотысячелетним традициям народных собраний, идущих от родоплеменных советов.Помимо этих административных должностей и веча, существовал совет господ («госпо́да») — своеобразная новгородская высшая палата. В состав совета входили:
архиепископ (владыка) — один из руководителей государства и хранитель государственной казны, контролировал эталоны мер и весов, избирался вечем[7][8].
посадник — исполнительный орган веча, постепенно его полномочия расширялись, но с XIII века избирался Советом Господ.
тысяцкий
кончанские старосты
сотские старосты
старые посадники и тысяцкие.
Регулирование взаимоотношений Совета господ, посадника и веча с князем устанавливались особыми договорными грамотами.
K XV веку решения веча обычно заранее готовились Советом господ, и управляемость демократии привела к снижению её поддержки народом. С XV века формальным главой Совета господ, не только республики, становится новгородский архиепископ. В его руках находилась городская казна, он ведал внешней политикой государства, приобрёл право суда, а также следил за торговыми мерами веса, объёма и длины. Но реальная власть могла принадлежать даже Марфе Борецкой[9].
Права женщинПравить
В новгородской республике женщины являлись экономически самостоятельными, юридически грамотными и ответственными перед законом субъектами. Среди письменных памятников есть достаточное число примеров судебных претензий с участием женщин. В судах разбирались финансовые, коммерческие, имущественные споры, а также семейные конфликты[13].
Новгородские женщины занимались производством, вели прибыльные дела (занимались бизнесом, преимущественно ростовщическим), владели землёй[13].
Женщины играли заметную роль в семейной, правовой и экономической сферах жизни Новгорода. Участие женщин в политической жизни города неизвестно, предположительно оно было только косвенным, поскольку исторические документы о политической деятельности женщин в Новгородской республике отсутствуют[13].
3. «Қазақстандағы жер байлығы» тақырыбында берілген мәтіннен мәліметтер жинақтап, постер не сызба-кесте жасаңыз.
Қасиетті туған жердің тау тасы да, топырағы да, талға біткен жасыл жапырағы да қымбат. Осыншама бағасы, құны байлықпен өлшенбейтін жасыл белдерді, асқар тауларды сүймеу мүмкін емес. Асыл армандарымызды әрқашан туған жермен байланыстырамыз. Себебі туған жер ол біздің ой өлшеміміз бойынша тарихы терең отанымыздың белгісі. Жер ана - қасиетті туған жер. Ол - біздің тылсым тарихымыз. Туған жер топырағын иіскеуге зар болыр кеткен боздақтар қанша ма?! Туған жер үшін соғысқа түсіп туған жер топырағы бұйырмаған қандастарымыз қанша ма?!
Қазақстан бүгінде жер асты да, үсті де байлыққа кенелген тәуелсіз ел. Жері байдың елі бай деген осы болар. Еліміз тұғырлы мемлекеттер қатарынан көрінсін.
Новгоро́дская респу́блика (Господи́н Вели́кий Но́вгород) — севернорусское средневековое государство, существовавшее с 1136 года по 1478 год. В период наибольшего расцвета, кроме Новгородской земли в узком смысле, включала также территории от Балтийского моря на западе до Уральских гор на востоке и от Белого моря на севере до верховьев Волги и Западной Двины на юге. Находясь с 1245 года под сюзеренитетом великих князей владимирских[1][2], титул которых с XIV века стали наследовать исключительно московские князья, Новгородская республика в 1478 году была завоёвана Иваном III и полностью вошла в состав централизованного Русского государства.Для Новгородской республики характерны некоторые особенности общественного строя и феодальных отношений: значительный социальный и землевладельческий вес новгородского боярства, имеющего давние традиции, и его активное участие в торговой и промысловой деятельности. Основным экономическим фактором была не земля, а капитал. Это обусловило особую социальную структуру общества и необычную для средневековой Руси форму государственного правления.
Вече — собрание части мужского населения города — обладало широкими полномочиями («общегородское» вече): оно призывало князя[3], судило о его «винах», «указывало ему путь» из Новгорода; избирало посадника, тысяцкого и владыку; решало вопросы о войне и мире; издавало и отменяло законы; устанавливало размеры податей и повинностей; избирало представителей власти в новгородских владениях и судило их.
После первого удачного похода на Новгород (1471) Иван III принудил новгородцев «ставить архиепископа на Москве»[4]. В результате второго похода (1478) вече было уничтожено как политический институт, а вечевой колокол увезён в Москву. Традиции веча восходят к многотысячелетним традициям народных собраний, идущих от родоплеменных советов.Помимо этих административных должностей и веча, существовал совет господ («госпо́да») — своеобразная новгородская высшая палата. В состав совета входили:
архиепископ (владыка) — один из руководителей государства и хранитель государственной казны, контролировал эталоны мер и весов, избирался вечем[7][8].
посадник — исполнительный орган веча, постепенно его полномочия расширялись, но с XIII века избирался Советом Господ.
тысяцкий
кончанские старосты
сотские старосты
старые посадники и тысяцкие.
Регулирование взаимоотношений Совета господ, посадника и веча с князем устанавливались особыми договорными грамотами.
K XV веку решения веча обычно заранее готовились Советом господ, и управляемость демократии привела к снижению её поддержки народом. С XV века формальным главой Совета господ, не только республики, становится новгородский архиепископ. В его руках находилась городская казна, он ведал внешней политикой государства, приобрёл право суда, а также следил за торговыми мерами веса, объёма и длины. Но реальная власть могла принадлежать даже Марфе Борецкой[9].
Права женщинПравить
В новгородской республике женщины являлись экономически самостоятельными, юридически грамотными и ответственными перед законом субъектами. Среди письменных памятников есть достаточное число примеров судебных претензий с участием женщин. В судах разбирались финансовые, коммерческие, имущественные споры, а также семейные конфликты[13].
Новгородские женщины занимались производством, вели прибыльные дела (занимались бизнесом, преимущественно ростовщическим), владели землёй[13].
Женщины играли заметную роль в семейной, правовой и экономической сферах жизни Новгорода. Участие женщин в политической жизни города неизвестно, предположительно оно было только косвенным, поскольку исторические документы о политической деятельности женщин в Новгородской республике отсутствуют[13].
3. «Қазақстандағы жер байлығы» тақырыбында берілген мәтіннен мәліметтер жинақтап, постер не сызба-кесте жасаңыз.
Қасиетті туған жердің тау тасы да, топырағы да, талға біткен жасыл жапырағы да қымбат. Осыншама бағасы, құны байлықпен өлшенбейтін жасыл белдерді, асқар тауларды сүймеу мүмкін емес. Асыл армандарымызды әрқашан туған жермен байланыстырамыз. Себебі туған жер ол біздің ой өлшеміміз бойынша тарихы терең отанымыздың белгісі. Жер ана - қасиетті туған жер. Ол - біздің тылсым тарихымыз. Туған жер топырағын иіскеуге зар болыр кеткен боздақтар қанша ма?! Туған жер үшін соғысқа түсіп туған жер топырағы бұйырмаған қандастарымыз қанша ма?!
Қазақстан бүгінде жер асты да, үсті де байлыққа кенелген тәуелсіз ел. Жері байдың елі бай деген осы болар. Еліміз тұғырлы мемлекеттер қатарынан көрінсін.