Завершающим этапом истории русской средневековой культуры стал 17в. В это столетие, начался процесс "обмирщения" культуры, усиления в ней светских элементов, демократических тенденций. Заметно расширялись и углублялись культурные связи со странами западной Европы. Неоднозначность событий этого времени привела к тому, что литераторы начинают задумываться о противоречивости человеческого характера. Если раньше герои книг были либо абсолютно добрыми,либо абсолютно злыми, теперь писатели открывают в человеке свободную волю, показывают его возможности менять его самого в зависимости абстоятельств. Именно такими предстают перед нами герои Хронографа 1617г-Иван Грозный. Живопись не подавалась так легко, как архитектура, светским воздействиям, но стремление к декоративности наблюдается и здесь. С одной стороны, здесь заметно стремление вырваться из-под власти устаревших традиций, канона, жажда знаний, поиски новых нравственных норм, сюжетов и образов.
Направление (сферы культурной жизни)
Новые элементы
Представители
1) Грамотность и просвещение
Развитие книгопечатания.
Появление университетского образования.
В. Бурцов «Букварь»,1634г.
М. Смотрицкий «Грамматика», 1618г.
Софроний и Иоанникий Лихуды «Славяно-греко-латинское училище»,1687г.
2) Литература
Появляются исторические сочинения обобщающего характера, книги нравственного содержания.
Зарождаются новые жанры: сатирические повести и книжная поэзия.
Появляется первая печатная газета.
«Повесть об Азовском осадном сидении»
«Житие протопопа Аввакума»
«Повесть о Шемякином суде»
«Вирши» (стихи) Симеона Полоцкого
Газета «Куранты», 1621г.
4) Архитектура
Широко стали применяться новые виды
строительных материалов: многоцветные изразцы, фигурный
кирпич, белокаменные детали.
В храмовой архитектуре возникает новый
стиль - нарышкинское (московское) барокко-сочетание красной кирпичной кладки с белыми элементами отделки.
В деревянном церковном зодчестве преобладали шатровые
здания.
Строятся значительные
гражданские сооружения и развивается торгово-промышленное
строительство.
Церковь Покрова в Филях
Царский дворец в подмосковном селе Коломенское
Московский Кремль
Архангельский
гостиный двор
5) Живопись
Интерес
к изображению человеческого лица.
Распространение "парсунного"
письма - портретных изображений.
" нерукотворный" Симон Ушаков
иконописные
традиции – (изображения Ивана IV, М. Скопина-Шуйского),
реалистический характер - ("парсуны" царей Алексея Михайловича, Федора Алексеевича).
6) Быт
Проникают элементы западноевропейской культуры: одежда, посуда, забавы.
Изменился царский быт (появляются постоянные летние резиденции)
Хоромы дворян были копией царских покоев в миниатюре.
Быт крестьянства оставался неизменным.
Коломенское и Измайловское.
Объяснение: