2. почему казахский хан встретил открытое
противодействие со стороны своих подданных? (50)
10.
11.
12
1.
«появление тевкелева в орде открыло все властолюбивые замыслы
хитрого абульхаира. чиновники, ехавшие приводить новых
подданных россии к присяге, не только не были приняты
соответственно своему назначению, но тотчас по приезду едва не
лишились жизни. киргизы, раздраженные одною мыслию о потере
дикой свободы, увидя посреди себя , вдруг взволновались
и немедленно хотели принести тевкелева в жертву гневу своему. хан его, но не усмирил волнения, отважнейшие из подвластных ему
напали на него самого и потребовали отчета в праве, которое он без
согласия их присвоил себе, входить в сношения с иностранными
державами, и обещать им покорность как за себя, так и за все орды.
сия хитрая смелость даже могла ему стоить ».
левшин а. и.
описание киргиз-казацких, или киргиз-кайсацких, орд и степей.
Влияние Византии на Русь можно представить в 2 этапа: X – XII , XIV – XV . Сотрудничество Руси и Византии начинается с IX в. Знаменитый торговый путь «Из варяг в греки», проходивший по Руси сближению 2-х стран, вызывая интерес у славянских народов[2]. Первые князья совершали походы в Византию, вели торговлю[3].
Ольга приняла христианство. Владимир по Византийскому образцу крестился сам и «крестил» Русь, женился на византийской принцессе. Вместе с христианством Древняя Русь получила из Византии и идею монархической власти, которая быстро вошла в политическое самосознание[4]. Эпоха крещения Руси совпала с периодом становления ее государственности. Войдя в состав христианской цивилизации Россия открыла для себя путь к усвоению религиозно-нравственных ценностей, естественнонаучных знаний, накопленных Византией. Русь приняла христианство в форме православия и отстранилась от Западной Европы.
Русь усваивала плоды Византийской цивилизации посредственно . Византийское влияния расширялось на литературу, искусство, политическую и богословскую мысль. По византийскому образцу велись богослужение в русских церквях, иконы создавались по византийским образцам (влияние Византии продолжалось и после падения Константинополя), строились церкви, соборы, храмы. Через византийскую культуру Русь получила возможность ознакомиться в опосредованной форме с традициями культуры античной.
После свержения монголо-татарского ига вновь усиливается интерес к культуре Византии. XVII в. – реформа Никона. Приведение канонов русской церкви с образцом Византийской. Запрет икон невизантийского письма…
С давних времен славяне торговали с Византией, при использования великого водного пути волхвов — Днепра — «из варяг в греки». Вывозился мёд, мех, воск, рабы, а из Византии привозились предметы роскоши, искусства, бытовые изделия, ткани, а при появлении письменности — и книги. На этом пути возникали многочисленные русские торговые города: Киев, Чернигов, Смоленск, Новгород Великий, Псков и другие. Одновременно с этим русскими князьями совершались военные походы на Царьград (Константинополь), которые оканчивались подписанием мирных договоров. Так, в 907 году, Великий князь Олег осаждает Царьград, после чего следует мир с греками, после него Игорь, сын Рюрика, идёт походом на Византию в 941-945 годах, а в 946 году заключает с ней договоры о мире, торговле и взаимной военной Сын Игоря Святослав в 970 году византийскому императору в войне против Дунайской Болгарии.
Также тесной связью Руси и Византии было – купечество. Русские купцы в больших количествах приезжали в Константинополь начиная с десятого века, и для них выделяли постоянную штаб квартиру в одном из пригородов Царьграда. О русской торговле с Византией в одиннадцатом и двенадцатом веках прямых свидетельств меньше, но в летописях этого периода по разным поводам упоминаются русские купцы, «торгующие с Грецией» (гречники).
В IX-XI вв. в древней Руси складывались феодальные отношения. Возникла феодальная земельная собственность, и на этой основе установилась феодальная зависимость сельского населения, сложился господствующий класс феодалов: князей, бояр, "лучших мужей", "старой чади", и класс эксплуатируемых: "простой чади", "людья" сел и городов. Образовался феодальный общественный строй.
Но все это сложилось не вдруг и не так скоро. Письменные источники сохранили очень мало сведений о феодальном землевладении. И это вполне естественно: земельная собственность знати была слишком обыденной вещью, и летописцы ею, попросту говоря, не интересовались.
От IX в. вообще никаких свидетельств о феодальном землевладении до нас не дошло. Что касается X в., то от этого времени уже остались сообщения о "градах", принадлежавших князьям: о Вышгороде ("град" Ольги), Белгороде ("град" Владимира), Изяславле ("град" Рогнеды) и других. В этих княжих городах, несомненно бывших центрами хозяйства князя, занимались не только ремеслом. Они были окружены селами - княжескими сельскими поселениями, находившимися под управлением и наблюдением сельских и ратайных старост, ведавших запашкой, всякого рода слуг и челяди. Летописец случайно упомянул о некоторых из этих сел, и поэтому они стали известны нам по названиям. Это - село Ольжичи, принадлежавшее княгине Ольге, село князя Владимира Берестово. Источники называют еще село Будутино, принадлежавшее Малуше, матери Владимира, село Ракома под Новгородом, куда ездил Ярослав в свой "двор" в 1015 г. Вокруг сел лежали "нивы", "ловища", "перевесища" (Ловища - места промысла зверей; перевесища - ловчие сети, одновременно и места лова), "места", обнесенные "знаменьями" с княжеской тамгой. Князья либо присваивали свободные земли и угодья, либо захватывали земли у общин, превращая сельский люд в челядь, в рабочую силу своего хозяйства. В княжеских селах стояли "хоромы", где жил сам князь. Тут же помещались княжеские тиуны, старосты, разного рода слуги, часто занимавшие высокие посты в дворцовой иерархии, работали холопы, рядовичи, смерды. Двор заполняли всякие хозяйственные постройки: клети, овины, гумна, хлебные ямы, хлевы. Тут же располагались скотный двор и птичник. На лугах паслись стада скота и табуны лошадей с княжеским "пятном" - клеймом, - находившиеся под наблюдением конюхов и сельских тиунов или старост. На эти же выпасы гоняли свой скот княжеские смерды, холопы и прочая челядь, работавшие на князя.