2. Прочитайте уривок із джерела та виконайте завдання. Про поділ військ скажемо так: Чингісхан наказав, щоб на чолі десяти воїнів був
поставлений один (і він по нашому називається десятник), а на чолі десяти
десятників був поставлений один, який називається сотник, а на чолі десяти
сотників був поставлений один, який називається тисячник, а на чолі десяти
тисячників був поставлений один, і це число називається в них тьма. На чолі ж
усього війська ставлять двох вождів або трьох, але так, щоб вони
підпорядковувалися одному. Коли ж військо перебуває на війні, то якщо з десяти
воїнів тікає один, або двоє, або троє, або навіть більше, то всі вони караються
смертю, і якщо тікають усі десятеро, а не тікають інші сто, то всі караються смертю;
і говорячи коротко, якщо вони не відступають разом, то всіх утікачів страчують;
так само якщо один, чи двоє, чи більше сміливо вступають в бій, а десять інших не
слідують за ними, то їх також страчують, а якщо з десяти потрапляє в полон Один
або більше, інші їх товариші не звільняють їх, то вони також підлягають страті.
1) Складіть схему "Устрій монгольського війська".
2) Як монголи чинили з тими воїнами, які проявляли боягузтво?
XII в. немецкие купцы, рыцари и священники высадились в устье Западной Двины. Здесь в 1201 г. они основали крепость Ригу (теперь столица Латвийской Республики). В их планах был захват территории языческих племен ливов, латгалов и эстов. На их землях немецкие рыцари планировали построить феодальное хозяйство, где они являлись бы господами, а подчиненное население — их слугами.
Немецким рыцарям в осуществлении их планов католическая церковь, так как походы на прибалтийские земли происходили под знаменем борьбы с язычеством. Их совместными усилиями в 1202 г. был создан военно-монашеский Орден меченосцев.
Полоцкому княжеству первому из восточнославянских княжеств пришлось столкнуться с грозным и опасным нашествием с Запада — немецкими рыцарями, или крестоносцами.
Эти завоеватели приносили много страданий язычникам. Они считали, что их деятельность угодна Богу, что войны с язычниками они ведут ради Христовой веры. Чтобы укрепиться в новых местах, крестоносцы быстро строили небольшие каменные замки-крепости. Замки были опорными пунктами для их дальнейшего продвижения на восток и подчинения чужих земель.
2. Противостояние крестоносцам. Завое-вательские планы крестоносцев вплотную столкнулись с интересами Полоцка. Задолго до появления здесь немецких рыцарей племена ливов платили дань полоцким князьям, а во время военных действий поставляли вс войско. Здесь же, в нижнем течении Западной Двины, находились города-крепости Кукенойс и Герцике (самый отдаленный — Ку-кенойс — размещался в 340 км от Полоцка).
Этими городами правили князья, зависимые от полоцкого князя. Видимо, города возникли на местах сбора дани с местного неславянского населения. Появление здесь немецких рыцарей открыто угрожало Полоцку утратой подвластных ему земель. Военное столкновение стало неизбежным.
Летом 1203 г. полоцкий князь Владимир осадил дее немецкие крепости — Икскюль и Гольм. Крестоносцы вынуждены были откупиться деньгами, но по-прежнему продолжали захваты. В 1206 г. князь Владимир с большим войском вновь спустился на кораблях по Двине, чтобы попытаться овладеть Гольмом. Осада продолжалась 10 дней, но крепость устояла.
Между рижским епископом и полоцким князем был заключен «вечный» мир. Полоцкий князь вынужден был отказаться от территории Нижнего Подвинья и от дани с ее населения. И только для русских купцов сохранился, как говорит летопись, «открытый свободный путь по Двине». Однако борьба полочан против крестоносцев на этом не закончилась.
В 1216 г. полочане совместно с эстами и литовцами готовились к новому выступлению против немецких рыцарей. Внезапная смерть полоцкого князя Владимира воспрепятствовала осуществлению похода. Таким образом, начиная с 1203 г. Полоцкое княжество вступило в борьбу с крестоносцами, в которой оно понесло значительные людские и территориальные потери.
3. Сближение Полоцка и Новгорода. Вследствие угрозы от крестоносцев Полоцк искал связи с Новгородской землей, над которой также нависла опасность со стороны шведов. Военные союзы в то время часто закреплялись браками. Ярким свидетельством этому был брак новгородского князя Александра Ярославича с дочерью полоцкого князя Врячислава.
Вскоре шведское войско ворвалось в Новгородскую землю.
Решающая битва со шведскими рыцарями произошла на реке Неве в 1240 г.
В 5 веке до н.э. великие скульпторы Мирон, Фидий и Поликлет, каждый по - своему, обновили искусство скульптуры и приблизили его к реальности. Молодые обнажённые атлеты Поликлета, например его «Дорифор», опираются только на одну ногу, другая свободно оставлена. Таким образом можно было развернуть фигуру и создать ощущение движения. Но стоящим мраморным фигурам нельзя было придать более выразительные жесты или сложные позы: статуя могла потерять равновесие, а хрупкий мрамор - сломаться. Этих опасностей можно было избежать, если отливать фигуры из бронзы. Первым мастером сложных бронзовых отливок был Мирон - создатель знаменитого «Дискобола».
Множество художественных достижений связано со славным именем Фидия: он руководил работами по украшению Парфенона фризами и фронтонными группами. Великолепны его бронзовая статуя Афины на Акрополе и 12 метровой высоты покрытая золотом и слоновой костью статуя Афины в Парфеноне, позднее бесследно исчезнувшая. Подобная судьба постигла сделанную из тех же материалов огромную статую Зевса, восседающего на троне, для храма в Олимпии - ещё одно из семи чудес древнего мира.
Как бы ни восхищали нас скульптуры, созданные греками в эпоху расцвета, в наши дни они могут показаться немного холодными. Правда, отсутствует оживлявшая их в своё время раскраска; но ещё более для нас чужды их равнодушные и похожие друг на друга лица. Действительно, греческие скульпторы той поры не пытались выразить на лицах статуй какие - либо чувства или переживания. Их целью было показать совершенную телесную красоту. Поэтому мы любуемся даже теми изваяниями - и их немало, - которые в течение веков были сильно повреждены: некоторые даже утратили голову.
Если в 5 веке до н.э. были созданы возвышенные и серьёзные образы, то в 4 веке до н.э. художники склонялись к выражению нежности и мягкости. Тепло и трепет жизни придал гладкой мраморной поверхности Пракситель в своих изваяниях обнажённых богов и богинь. Он также нашёл возможность разнообразить позы статуй, создавая равновесие с соответствующих опор. Его Гермес, молодой посланец богов, опирается на ствол дерева.