2 – тапсырма : Сұрақтарға жауап беріңдер • Қазіргі заман тарихының кезеңдері
• ХІХ ғасырдың аяғы мен ХХ ғасырдың басында бір-біріне қарсы тұрған одақтар
• Шығыс халықтарын ұлт-азаттық күреске қандай себептер итермеледі?
• Өнеркәсіптік революцияның әскери салаға әкелген ірі өзгерістері?
• Капитализмнің дамуындағы өзгешеліктер
Убийство Юлия Цезаря произошло 15 марта 44 года до н. э. Оно явилось результатом заговора ряда сенаторов Римской республике, во главе которых стояли Гай Кассий Лонгин и Марко Юний Брут. Заговор был вызван усилением влияния Цезаря в стране и установления его диктатуры, что снижало роль Сената в Республике.
ПредысторияЮлий Цезарь в качестве диктатора Римской республики правил уже более 4 лет. Сенат, в бывший одним из важнейших государственных органов, теперь не имел никакой реальной власти. Также был подорван и авторитет сената.
Формирование заговораРяд сенаторов хотел вернуть былое значение данного государственного органа и для этого они устроили заговор. Наиболее яркие сторонники Республики и националисты решили убить Цезаря. Длятого, чтобы укрепить заговор и получить народную поддержку был приглашён Брут, на которого особо полагался Цезарь ввиду того, что Сервилия, мать Брута, была любовницей Цезаря в течение многих лет.
В то время римское общество было воспитано на греческий лад и поддерживало идею о том, что самым лучшим является государственный строй, где в гармонии находятся элементы аристократии, демократии и монархии, а также то, что власть одного — нарушение гармонии, а худшая из форм государственности — тирания и нужно тирана, поправшего основы общественного строя, почётно для всякого гражданина. Римляне с воодушевлением приняли идеи убрать тирана, правление которого ассоциировалось у них с неким восточным рабством, неприемлемым демократии.
Душой заговора стал энергичный и талантливый Кассий, а главой стал Юний Брут в силу своих былых заслуг и высокого имени, потомок мифического Брута и Сервилия Агалы, теоретик и философ. Всего заговор к концу формирования насчитывал 80 человек.
Исполнение цели заговорщиковЗаговорщики очень хорошо изучили Цезаря и знали о его высокой доверчивости, которая, кстати, была одним из главных пунктов его политической программы, но стала, в конце концов, для правителя Рима фатальной.
15 марта 44 г. до н. э. всё было готово к исполнению основной цели заговора — убийства Цезаря. Сигнал к нападению подал Луций Тиллий Цимбер, сдёрнув с Цезаря тогу (Цимбер перешёл на сторону заговора после того как Юлий отказался вернуть из ссылки его брата). Никто из загорщиков по отдельности не хотел брать «грех на душу»и потому они договорились, что каждый нанесёт хотя бы по одному удару с стило[1] (Вход в Сента с оружием был запрещён). Первые удары не смогли убить Цезаря и он делал попытки сопротивляться. Когда настала очередь Брута нанести свой удар, Цезарь с превеликим удивлением крикнул, ставшую крылатой фразуИ ты, Брут?Однако версии историков о реакции Цезаря на присутствие Брута неоднозначны. Светоний, римский историк, пишет, что последней фразой у Цезаря была «καὶ σύ, τέκνον» (и ты, дитя моё?). Плутарх же пишет, что Цезарь ничего не сказал, увидев среди убийц Брута.
В итоге Цезарь скончался от 23 ранений. Версии о подробностях убийства многочисленны; но важным является то, что заговорщики оказались очень сплочены: никем из участников заговор выдан не был, что обычно случается в подобных случаях.
ПоследствияПоследствия убийства Цезаря оказались для членов заговора совершенно непредсказуемыми:
Смерть Цезаря ускорила конец Римской республики;Средний и низший класс Рима (там Цезарь был популярен), пришёл в ярость, узнав об убийстве Цезря аристократами. Вскоре появляются призывы к мести, а затем Гай Юлий Цезарь был обожествлён Сенатом и народом;Наследником престола (который был выбран Цезарем) стал Гай Октавиан, а не Антоний. В результате законного получения престола новый правитель снискал значительную поддержку у широких масс населения Рима. Вскоре начинается очередная гражданская война в Риме.
Человек тоже естествен: во-первых, по своему происхождению, и, во-вторых,
по своей природе, т.е. биологической основе своего существования. Человека
можно рассматривать и как физическое тело и как биологическое существо,
хотя он не сводится к этому.
В настоящее время в науке утвердилось представление, что человек-
биосоциальное существо, соединяющее в себе биологическую и социальную
компоненты. С этим можно согласиться, не забывая: 1)что человека можно
рассматривать и с физической точки зрения и изучать происходящие в нем
химические процессы; 2) что не только человек обладает социальной формой
существования, но и многие животные. Более того, с каждым годом этология
накапливает все больше данных, свидетельствующих о том, что социальное
поведение человека во многом генетически детерминировано.
Еще в античной философии много внимания уделялось определению природы
человека. Киники видели ее в естественном образе жизни и ограничении
желаний и материальных потребностей; Эпикур – в чувствах, общих у человека
и животных; Сенека и стоики – в разуме. В западной философии, особенно в
марксизме, на передний план выдвинулось представление о социальной сущности
человека.
С точки зрения современной науки более точно разделять биологическую
предопределенность существования человека и его родовую (собственно
человеческую) сущность. Поисками границ между биологическими и специфически
человеческим занимается наука, получившая название социобиологии. Эта наука
в применении к изучению человека находится на стыке естественнонаучного и
гуманитарного знания.
Итак, человек как предмет естественнонаучного познания может
рассматриваться в трех аспектах: 1) происхождение; 2) соотношение в нем
естественного и гуманитарного; 3) изучение специфики человека методами
естественнонаучного познания. Первое направление, традиционно называемое
антропологией, изучает: когда, от кого и как произошел человек и чем он
отличается от животных; второе направление – социобиология – изучает
генетическую основу человеческой деятельности и соотношение
физиологического и психического в человеке; к третьему направлению
относится изучение естественнонаучным путем мозга человека, его сознания,
души и т. п.
Объяснение: