2. Упорядкуйте шкалу часу: а) установіть правильну послідовність подій; б) назвіть час, коли відбувалися зазначені події; в) доберіть з історії раніше вивчених цивілізацій події, що відбувалися одночасно зі вказаними на шкалі часу, та укладіть синхроністичну таблицю.
После дворцового переворота 11 марта 1801 г. новым императором стал александр i. его воспитателем в детстве был известный швейцарский политик, идей эпохи просвещения ф. с. лагарп. он не только способствовал получению александром европейского образования, но и пытался довести до сознания будущего монарха либеральные идеи. заложенные лагарпом идеи конституционализма сыграли свою роль. для осуществления реформаторских замыслов молодой император должен был опираться на круг близких соратников. сподвижниками-реформаторами стали сверстники молодого царя, с которыми он воспитывался и учился. среди них были граф п. а. строганов, его двоюродный брат н. н. новосильцев, князь а. чарторыйский, граф в. п. кочубей. они вошли в созданный при царе совещательный непременный (т. е. постоянный по своему составу) совет из 12 человек, в обязанности которого входили разработка и обсуждение важнейших законопроектов. заседания негласного комитета начались с июня 1801 г. и регулярно проходили вплоть до мая 1802 г. главным их результатом должно было стать ограничение самодержавия, с чем, казалось, был согласен и сам царь. но для этого вначале необходимо было провести административную реформу. в сентябре 1802 г. начинается реформа высших органов государ- ственной власти: сенату в качестве основных функции; высшей судебной инстанции и органа надзора за администрацией. одновременно главными органами государственного взамен архаичных петровских коллегий становятся 8 министерства военное, морское, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, фи-нансов, народного просвещения, коммерции. утверждается также комитет министров для обсуждения общих вопросов страной. все члены негласного комитета вошли в состав правитель-ства. одним из самых крупных решений александра был указ 20 февраля 1803 г. «о вольных хлебопашцах», по которому помещики могли отпускать своих крепостных на волю с земельными наделами за выкуп. царь исходил из того, что сами дворяне должны решать этой вопрос. однако за 25 лет царствования александра i лишь 47 тысяч крестьян (т. е. меньше 0,5% от общего числа крепостных) смогли та-ким образом купить себе свободу. в 1804 г. был сделан первый шаг к отмене крепостного права в : четко определены размеры крестьянских повинностей и платежей, а крестьяне признаны наследственными владельцами своих земельных участков. по мнению александра, реформы в должны были в будущем «показать пример всей россии». первый проект политических преобразований м. м. сперанский предложил царю уже в 1803 г. в «записке об устройстве судебных и правительственных учреждений в россии», в которой он ста-, вил вопрос о необходимости осторожного введения в россии конституционной монархии и предотвращения таким образом для, россии «французского революционного кошмара». однако лишь после «тильзитского перелома» царь поручил ему составить проект всеобъемлющего реформирования россии. такой проект был готов к октябрю 1809 г. им стало «введение к уложению государственных законов», в котором основу составляли: - идея разделения властей; - законодательная власть должна была сосредоточиться в новом, парламентском учреждении - государственной думе; - исполнительную власть должны были осуществлять министерства; - судебные функции принадлежали бы сенату; - новый орган - государственный совет при императоре - должен был стать совещательным органом при императоре, рассматривающим все законопроекты до их поступления в думу; - устанавливалось три основных сословия российского общества: 1) дворянство, 2) «среднее состояние» (купцы, мещане, государственные крестьяне), 3) «народ рабочий» (крепостные крестьяне, слуги, рабочие; - политические права должны были принадлежать представителям «свободных» (первых двух) сословий; однако третье сословие получало общие гражданские права (главным среди них было положение о том, что «никто не может быть наказан без судебного приговора») и могло по мере накопления собственности
Основной было полное искоренение с духовной жизни общества буржуазной идеологии и внедрение социалистических и пролетарских мотивов, которые заключались в утверждении марксизма в сознании народа, пропаганда превосходства социалистического режима: - ликвидируется понятие свобода слова (к середине 1920-х гг. прекращается деятельность частных книгоиздательств, возникших при переходе к нэпу, закрываются независимые научные и -художественные журналы. в 1922 г. был учрежден главлит, осуществлявший цензуру за всей печатной продукцией. многие общественные профессиональные и творческие организации, оказавшиеся в оппозиции к советской власти, например всероссийский учительский союз, союз деятелей художественной культуры. союз деятелей искусств и др., были распущены. ) -масштабная антирелигиозная борьба, распространение атеистической пропаганды (с 1921г. большевики начали проводить первые репрессии духовенства и верующих различных конфессий, которые в своем большинстве были монархии, массово разрушаться религиозные культовые сооружения, которые несли в себе многовековое культурное наследие народа. уцелевшие церкви часто использовались в качестве складов, мастерских ) - борьба с неграмотностью населения ( создавалась единая бесплатная трудовая школа из двух ступеней (со сроком обучения 5 лет и 4 года),в конце 1919 г. правительство приняло декрет «о ликвидации неграмотности среди населения россии». все граждане в возрасте от 8 до 50 лет должны были обучаться грамоте на родном или языке. за уклонение от этой обязанности грозила уголовная ответственность. создана всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности, в 1923 г. основано добровольное общество «долой неграмотность», создавались пункты ликбеза, кружки, избы-читальни для обучения чтению и письму. к концу 1920-х гг. около 40 % населения умело читать и писать, к концу 1930-х гг. этот показатель равнялся 80 %.) в 1920-е гг. новые правила приема в вузы (зачисление студентов проводилось без экзаменов и без документов о среднем образовании) отдавали преимуществами при поступлении рабоче-крестьянской молодежи. для подготовки поступающих к поступлению в вузы с 1919 г. создавались рабочие факультеты (рабфаки).