Мы, современные люди, привыкли смотреть на мир через призму науки: трезво и рационально. Даже самые поразительные проявления стихии, такие, как землятресения, наводнения, извержения вулканов, солнечные и лунные затмения, не вызывают в нас того ужаса перед не тем неведомым, что некогда владел нашими предками. Ибо мы знаем, что за явлениями природы стоит не Бог, не Дьявол, не злые духи, а слепые силы, укрощённые теми общими законами, что известны нам из мира физики, силы, которые мы постичь, рассчитать и измерить.
Поэтому современный человек видит себя скорее властителем природы, нежели её жертвой. Однако в древние времена люди воспринимали мир совершенно иначе. Он был таинственным и загадочным. И поскольку причины всего, что происходило с ними и вокруг них, были недоступны их пониманию, и поскольку не могли они объяснить, в чём же суть грозы и града, засухи и наводнения, эпидемий чумы и нашествий насекомых-вредителей, болезней и смерти, ночных кошмаров и душевных болезней, - все эти ужасные явления, события и удары судьбы они невольно приписывали тёмным силам: богам и полубогам, феям и эльфам, некромантам и гномам, дьяволам и демонам, призракам и неуспокоенным душам, обитавшим в небе, под землёй или в воде.
Люди мнили себя добычей этих вездесущих духов, ибо от их милости или гнева могли зависеть счастье или несчастье, здоровье или болезнь, жизнь или смерть. От боязни перед неизведанным берёт своё начало каждая религия, язычество не является исключением.
Отличительные особенности архитектуры Индии 7—8 веков — связь ее со скульптурой, богатство и разнообразие типов. Эти качества сохраняются на юге страны на протяжении всего средневековья. Культовое зодчество. Сохранившиеся до нашего времени культовые сооружения 7—8 веков посвящены божествам Вишну и Шиве.В 7—8 веках еще продолжается традиция создания скальных храмов, богато украшенных скульптурой и рельефами. Таковы храм Шивы на острове Элефанта, против гавани Бомбея (7—8 вв.) и храм
Культовые сооружения. При Великих Моголах воздвигают мечети и мавзолеи, применяя к ним формы, выработанные в староиндийской архитектуре. Так выполнена, например, поставленная на платформе усыпальница Шер-Шаха Сур в Сахсараме (1540). Венцом погребальной архитектуры Индии и одним из знаменитейших памятников мирового зодчества является мавзолей Тадж-Махал (1632—1650), построенный в Агре императором Шахом Джеханом в память любимой жены (Сам император похоронен там же).Здание, стоящее на платформе, на берегу реки Джамны, в плане имеет вид квадрата со срезанными углами. Мавзолей сложен из белоснежного мрамора, и перекрыт пятью куполами. Центральный луковичный купол значительно возвышается над остальными. Общая высота сооружения — 75 метров.Два здания из красного песчаника по сторонам и индийская разбивка кипарисового сада с водоемом, каналами и фонтанами завершают этот гармоничный ансамбль. Ин терьер Тадж-Махала поражает сочетанием строгости и изящества. Декоративное убранство — резьба и инкрустация самоцветами по белому мрамору; особенно хороша окружающая надгробные камни мраморная ширма тончайшей ажурной работы.Одной из примечательностей интерьера усыпальницы является акустический эффект: слово, или музыкальная фраза, произнесенные шепотом, но значительно усиленные, звучат под сводом на протяжении 16 секунд.
С 8 века, когда буддизм уступает место культу три-мурти, творчество народных ваятелей продолжает направляться мифологией и эпосом. Портретная скульптура составляет исключение. Скульптура Северной и Центральной Индии 7—13 веков. Многочисленные скульптурные панно, украшающие стены храмов, повествуют о жизни индуистских божеств. Стиль скульптуры, освободившейся от гандхарских влияний, приобретает исконный индийский характер, выработанный уже в Аджанте (впрочем, без психологизма аджантских росписей). Скульпторы бесконечно варьируют излюбленный тип молодой женщины с тяжелым узлом волос и пышным обнаженным торсом, украшенным ожерельями и бубенчиками. При всем разнообразии движений тем не менее существуют определенные каноны в постановке фигуры, например поза «трибханга» — три наклона. Помимо этого, разрабатывается известная уже в буддизме сложная символика положения рук и пальцев, так называемая «мудра», где каждый жест имеет определенное значение. Система условных жестов существовала и в ритуальных храмовых танцах (стиль катхакали), что давало возможность неграмотным «читать» и понимать пантомиму богослужения.Средневековая скульптура 10—13 веков — выдающееся достижение индийского национального искусства. Как уже указывалось выше, с приходом мусульманских династий скульптурные изображения в храмах Северной и Центральной Индии уступают место орнаменту.
Скульптура Южной Индии 16—17 веков. Южные храмы 16—17 веков дают образцы скульптуры и рельефа, сплошь покрывающего колонны оград и башни-гопурам (Бенарес, Шрирангам, Чидамбарам, Танджор, Мадура). Тематика скульптуры — мифологические сюжеты, иллюстрации к эпосу Махабхарата и Рамаяна, бытовые картинки. В изобилии и сложности пластической декорации сказывается использование традиций резьбы по дереву и кости.По стилю скульптура типично индийская (тот же идеал красоты, канонические жесты «мудра»), но иногда в ней обнаруживаются европейские влияния, идущие от португальцев и других колонизаторов Индии.
Художественное ремесло Индии — одно из древнейших в мире. Народные ремесленники достигли необычайного мастерства в ткачестве, обработке металла. Особенно славились они чеканкой, резьбой по металлу, филигранью, инкрустацией, резьбой по дереву и слоновой кости, изготовлением лаковых изделий.Кустарные ремесла были распространены не только в городах, но и в сельских местностях, Глубоко народным видом искусства являются набойки — хлопчатобумажные ткани, на которых деревянными штампами отпечатываются многофигурные сцены (музыканты, танцовщицы, вереница зверей, целые сцены из крестьянской жизни и т. д.), поразительные по своей яркости, жизнерадостности и декоративности. В набойках нашел отражение колорит богатой тропической природы Индии. Древнейшие виды народного творчества — резьба по дереву и слоновой кости — были распространены во многих областях Индии. Из дерева изготовлялась резная мебель, архитектурные детали, шкатулки, ларцы, статуэтки. Из слоновых бивней народные мастера делали целые композиции или скульптуры, изображающие божеств и героев эпоса.
Поэтому современный человек видит себя скорее властителем природы, нежели её жертвой. Однако в древние времена люди воспринимали мир совершенно иначе. Он был таинственным и загадочным. И поскольку причины всего, что происходило с ними и вокруг них, были недоступны их пониманию, и поскольку не могли они объяснить, в чём же суть грозы и града, засухи и наводнения, эпидемий чумы и нашествий насекомых-вредителей, болезней и смерти, ночных кошмаров и душевных болезней, - все эти ужасные явления, события и удары судьбы они невольно приписывали тёмным силам: богам и полубогам, феям и эльфам, некромантам и гномам, дьяволам и демонам, призракам и неуспокоенным душам, обитавшим в небе, под землёй или в воде.
Люди мнили себя добычей этих вездесущих духов, ибо от их милости или гнева могли зависеть счастье или несчастье, здоровье или болезнь, жизнь или смерть. От боязни перед неизведанным берёт своё начало каждая религия, язычество не является исключением.
Отличительные особенности архитектуры Индии 7—8 веков — связь ее со скульптурой, богатство и разнообразие типов. Эти качества сохраняются на юге страны на протяжении всего средневековья.
Культовое зодчество. Сохранившиеся до нашего времени культовые сооружения 7—8 веков посвящены божествам Вишну и Шиве.В 7—8 веках еще продолжается традиция создания скальных храмов, богато украшенных скульптурой и рельефами. Таковы храм Шивы на острове Элефанта, против гавани Бомбея (7—8 вв.) и храм
Культовые сооружения. При Великих Моголах воздвигают мечети и мавзолеи, применяя к ним формы, выработанные в староиндийской архитектуре. Так выполнена, например, поставленная на платформе усыпальница Шер-Шаха Сур в Сахсараме (1540). Венцом погребальной архитектуры Индии и одним из знаменитейших памятников мирового зодчества является мавзолей Тадж-Махал (1632—1650), построенный в Агре императором Шахом Джеханом в память любимой жены (Сам император похоронен там же).Здание, стоящее на платформе, на берегу реки Джамны, в плане имеет вид квадрата со срезанными углами. Мавзолей сложен из белоснежного мрамора, и перекрыт пятью куполами. Центральный луковичный купол значительно возвышается над остальными. Общая высота сооружения — 75 метров.Два здания из красного песчаника по сторонам и индийская разбивка кипарисового сада с водоемом, каналами и фонтанами завершают этот гармоничный ансамбль.
Ин терьер Тадж-Махала поражает сочетанием строгости и изящества. Декоративное убранство — резьба и инкрустация самоцветами по белому мрамору; особенно хороша окружающая надгробные камни мраморная ширма тончайшей ажурной работы.Одной из примечательностей интерьера усыпальницы является акустический эффект: слово, или музыкальная фраза, произнесенные шепотом, но значительно усиленные, звучат под сводом на протяжении 16 секунд.
С 8 века, когда буддизм уступает место культу три-мурти, творчество народных ваятелей продолжает направляться мифологией и эпосом. Портретная скульптура составляет исключение.
Скульптура Северной и Центральной Индии 7—13 веков. Многочисленные скульптурные панно, украшающие стены храмов, повествуют о жизни индуистских божеств. Стиль скульптуры, освободившейся от гандхарских влияний, приобретает исконный индийский характер, выработанный уже в Аджанте (впрочем, без психологизма аджантских росписей). Скульпторы бесконечно варьируют излюбленный тип молодой женщины с тяжелым узлом волос и пышным обнаженным торсом, украшенным ожерельями и бубенчиками. При всем разнообразии движений тем не менее существуют определенные каноны в постановке фигуры, например поза «трибханга» — три наклона. Помимо этого, разрабатывается известная уже в буддизме сложная символика положения рук и пальцев, так называемая «мудра», где каждый жест имеет определенное значение. Система условных жестов существовала и в ритуальных храмовых танцах (стиль катхакали), что давало возможность неграмотным «читать» и понимать пантомиму богослужения.Средневековая скульптура 10—13 веков — выдающееся достижение индийского национального искусства. Как уже указывалось выше, с приходом мусульманских династий скульптурные изображения в храмах Северной и Центральной Индии уступают место орнаменту.
Скульптура Южной Индии 16—17 веков. Южные храмы 16—17 веков дают образцы скульптуры и рельефа, сплошь покрывающего колонны оград и башни-гопурам (Бенарес, Шрирангам, Чидамбарам, Танджор, Мадура). Тематика скульптуры — мифологические сюжеты, иллюстрации к эпосу Махабхарата и Рамаяна, бытовые картинки. В изобилии и сложности пластической декорации сказывается использование традиций резьбы по дереву и кости.По стилю скульптура типично индийская (тот же идеал красоты, канонические жесты «мудра»), но иногда в ней обнаруживаются европейские влияния, идущие от португальцев и других колонизаторов Индии.
Художественное ремесло Индии — одно из древнейших в мире. Народные ремесленники достигли необычайного мастерства в ткачестве, обработке металла. Особенно славились они чеканкой, резьбой по металлу, филигранью, инкрустацией, резьбой по дереву и слоновой кости, изготовлением лаковых изделий.Кустарные ремесла были распространены не только в городах, но и в сельских местностях, Глубоко народным видом искусства являются набойки — хлопчатобумажные ткани, на которых деревянными штампами отпечатываются многофигурные сцены (музыканты, танцовщицы, вереница зверей, целые сцены из крестьянской жизни и т. д.), поразительные по своей яркости, жизнерадостности и декоративности. В набойках нашел отражение колорит богатой тропической природы Индии. Древнейшие виды народного творчества — резьба по дереву и слоновой кости — были распространены во многих областях Индии. Из дерева изготовлялась резная мебель, архитектурные детали, шкатулки, ларцы, статуэтки. Из слоновых бивней народные мастера делали целые композиции или скульптуры, изображающие божеств и героев эпоса.