2. заснувати школи?
Які предмети мали викладатися у цих школах?
Робота з таблицею.
Розгляньте таблицю та проаналізуйте, чого мали навчитися середньовічні
діти?
ТРИВІУМ
КВАДРИВІУМ
Граматика
(читання й писью)
Арифметика
(вміння рахувати)
Геометрія
(середньовічна географія)
Риторика (вміння складати
Документи й листи)
Астрономія (вміння користуватися
церковним календарем)
Діалектика (вміння тлумачити
Музика і співи
богословські тексти)
(участь у церковних співах)
У школі і діти, і дорослі навчалися в одному класі. Жодної волі дітям не давали. Їм
заборонялося голосно розмовляти, співати, Гратися. За найменшу провину їх суворо
карали. Школярі самі добували собі шматок хліба. Інколи вони підробляли, але
здебільшого - просили милостиню. Вночі вони голосно горлали релігійні пісні під
вікнами, щоб підняти бюргера та змусити його відкупитися від страхітливої мелодії
шматочком ковбаси чи хліба. Читати вчилися по Біблії, а за перевірку слугували
диспути.
I этап - с древнейших времен (IV-III тыс. до н.э.) до II-I в.в. до н.э.- рубежа нашей эры.
В ходе данного этапа сформировался древнейший этнический пласт узбекского народа (саки, бактрийцы, согдийцы, хорезмийцы, ферганцы, шашцы и др.).
II этап - со II-I в.в. до н.э.- рубежа нашей эры до XIIIв.
На этом этапе сложился второй этнический пласт узбекского народа- тюркоязычные племена, непрерывно, на протяжении тысячелетия, проникавшие в Среднюю Азию. В результате этого произошла тюркизация местного ираноязычного населения и сформировалась тюркоязычная народность, впоследствие получившая название узбеков.
III этап- с XIII по XVI в.в., когда завершилось в основном формирование узбекской народности, в которую в качестве последнего составного этнического компонента вошли тюркоязычные племена Дашт-и-Кипчака, передавшие ей свое имя.
IV этап- с XVII до середины XIXв., когда происходил процесс дальнейшей этнической консолидации узбекского народа, формирования общего этнического сознания, образования единой этнической общности.
В IV-III веках до нашей эры у северных границ Китая и Центральной Азии сложилась консолидация племен сюнну, они же хунну, или гунны. Сюнну (хунну) представляли собой племена монголоидного облика, говорившие на одном из языков алтайской языковой семьи, ветвью которой являются тюркские языки. Наименование сюнну (хунну) появилось в китайских источниках в конце III века до нашей эры. Верховным правителем сюнну был шаньюй, которого избирал совет старейшин, управлял он своими владениями через наместников из числа близких родственников. В 206 году до нашей эры во главе хуннских племен стал шаньюй Модэ. Он провел реформы по укреплению своего государства. Государство гунну делилось на 24 рода.
Основным видом хозяйственной деятельности хунну являлось кочевое скотоводство.
Верхушку хуннского общества составляли четыре аристократических рода, связанных между собой брачными отношениями, когда мужчины этих родов брали себе жен только из трех других знатных родов. Глава государства, шаньюй, мог быть только из самого знатного из четырех родов, орда Люаньди.
Однако держава хунну оказалась непрочной, в I веке до н.э. она начала распадаться под давлением извне и внутренних междоусобиц. В 47 г до н.э. хунны распались на южных и северных. Южную группу возглавил шаньюй Хуханье, а северную – его младший брат Чжичжи. Чжичжи предпринимал попытки вернуть единство хунну, привлекая на свою сторону государство Кангюй. Со временем южные хунну приняли подданство Китая, а северные, вступив в союз со среднеазиатскими племенами, откочевали на запад, сохраняя свою независимость. Но они находились под постоянным давлением Китая и вынуждены были перейти Тянь-Шань, войти в контакт с кангюй. Это была первая волна переселения хунну на территорию Казахстана и Средней Азии.