21. Прочитайте уривок зі спогадів священика української греко-католицької церкви Пирчака та напишіть подію, про яку йдеться в уривку. Розкрийте суть та причини проведеної акції. Якого року вона відбулася та якими були наслідки описаної подіт? «То була трагедія. Пам'ятаю, збіжжя вже колосилося, а навколо-великий розпач. Люди рвали на залишення своїх домівок. Дозволено їм було забрати тільки те, що помістили віз. Залишили засіяні поля. Ми їхали понад тиждень телячими вагонами поруч з коровами, свинями. Нам не відомо було, куди нас везуть. Одержали найгірші будинки, бо кращі були зайняти поляками, які Привали два роки раніше-в 1945 році. Будинок, який ми одержали, не мав вікон, дверей, був критий соломою. Дві родини там замещшкали. А землю, пагорб, ми дістали за три кілометри від дому. Сіяти було вже запізно, тож батько ходив до праці до поляків, а вони думали, що ми є бандити, так їм влада говорила». собі волосся з голови, цілували пороги, вікна, двері. Мали дві години на
К числу крупнейших достижений в различных областях культуры следует отнести строительство и расширение городов Древней Руси . Были созданы крупнейшие для того времени каменные сооружения: Софийский собор в Новгороде, Золотые ворота, Десятинная церковь и Софийский собор в Киеве. Приметой Новгорода стали деревянные мостовые, появившиеся здесь раньше, чем в Париже. Соборы были украшены мозаикой и фресками. Наряду с заимствованными из Византии сюжетами и техникой письма они отражали самобытность и высокий художественный уровень древнерусских мастеров.
Значительных успехов достигли и ремесленники, создававшие прочные украшенные орнаментом мечи, кольчуги, самобытные ювелирные украшения (зернь, скань, перегородчатая эмаль, чернь) . Широкое распространение получили письменность и грамотность . Были введены славянские азбуки кириллица и глаголица, созданные на основе традиционной славянской техники письма, приняты использовавшиеся тогда в Византии изображения чисел.
Были открыты первые школы - в Новгороде и Киеве . Ярославом Мудрым была собрана богатейшая в стране библиотека, включавшая не только современные для того времени рукописи, но и часть дошедших древнегреческих источников.
Были заложены начала летописания - ведение ежегодных записей крупнейших событий по годам с включением документов и их оценок. Древнейшей рукописью, написанной монахом Кнево-Печерского монастыря и дошедшей в списках до нашего времени, является «Повесть временных лет» , описывавшая истоки зарождения и начальный этап существования Древнерусского государства.
Зародилась и древнерусская литература, представленная такими произведениями, как «Житие Бориса и Глеба» , «Поучение детям» Владимира Мономаха, «Слово о законе и благодати» Иллариона, былины. Особенностью Древнерусского эпоса было то, что его героями выступали не князья и бояре, а простые люди с их проблемами и заботами.
Жилища у различных категорий населения были разными: князья и бояре жили в каменных или крепких больших бревенчатых хоромах и теремах; горожане - в небольших деревянных домах; сельские жители - в землянках и избах. Различной была и одежда. Рубахи, порты, плащи, меховые шубы, лапти, поршни, сапоги носили все, но материал, из которого была изготовлена одежда, отражал социальное положение хозяина. В числе развлечений можно назвать «ловы» (охота) , хороводы, одноголосное пение, игру на гуслях, скоморошьи забавы.
Большое влияние на культурное развитие Древней Руси оказало христианство. Кроме каменного строительства и грамотности, оно принесло иной, отличный от прежнего взгляд на нравственность (вводилось единобрачие) . Славянские имена заменялись именами святых православной церкви.
Таким образом, культура Древней Руси явилась сокровищницей единой древнерусской народности. В условиях начинавшегося удельного периода развития Руси она стала не только основой для развития и расцвета культуры отдельных земель, но и фактором, позволяющим наряду с единым языком говорить о русских территориях как о едином целом.
Ливонская война (1558-1582). Началась как конфликт Московского государства и Ливонского ордена, в который постепенно втянулись соседние государства, включая ВКЛ. В ходе неудачных боевых действий ВКЛ потеряло множество земель, включая Полоцк, за этим последовала Люблинская уния с Польшей, отвоевание захваченных земель Стефаном Баторием, и перемирие 1582 г. Что касается последствий для белорусских земель, то в настоящее время можно услышать весьма противоречивые версии развития событий. Историки национал-патриотической школы всячески подчеркивают жестокость «москалей», несправедливость их притязаний на белорусские земли и т.п. В реальности жестокость была свойственна всем сторонам, а о справедливости и несправедливости претензий той или иной стороны на какие-либо земли следует судить не с точки зрения современного человека, а попытаться вникнуть в особенности мировоззрения человека той эпохи, а также в принципы международного права, которыми руководствовались политики Средневековья. Согласно этим нормам, положение может выглядеть совсем не так, как его преподносят различные современные авторы.
Столь же неоднозначно можно оценивать и военное противостояние РП с соседями середины XVII века, «московская» фаза которого началась в 1654 г. и завершилась в 1667 году перемирием, по которому польско-литовское государство уступило Москве Смоленск и некоторые другие земли на востоке. У вышеупомянутых авторов можно встретить столь же пафосные оценки происходившего тогда на территории ВКЛ, рассказы про «насилия», «вероломство», потери «более половины населения» и т.п., что также является либо односторонней правдой, либо неправдой, либо полуправдой, которая, как известно, очень часто хуже лжи. Односторонней – потому что, как уже говорилось выше, методы ведения войны у всех противоборствовавших сторон были в то время совершенно одинаковы, а вот представления о правомерности действий своих и противника, напротив, весьма различались. Точно так же и отношение населения к противоборствующим сторонам часто было весьма неоднозначным.
В частности, примером того, какими были методы ведения войны у различных сторон, служит еще один военный конфликт той эпохи – речь идет о Смутном времени вМосковском государстве в начале XVII века. Здесь, напротив, роль агрессора досталась польско-литовской стороне, которая также не стеснялась в методах, воюя на территории Московии, поддерживая заведомых самозванцев и разоряя территорию противника. Как говорится, ничего личного – только политика.
Для завершения вопроса следует упомянуть еще одну войну – Северную войну (1700-1721), которую вела Россия против Швеции, но боевые действия велись в т.ч. и на белорусских землях РП, которая выступала союзником России. В частности, на территории Белоруссии состоялось одно из крупнейших сражений этой войны, оказавшее значительное влияние на ее ход –битва при Лесной (28 сентября 1708 г.) недалеко от г. Пропойска (сейчас – Славгород Могилевской области).
Значительных успехов достигли и ремесленники, создававшие прочные украшенные орнаментом мечи, кольчуги, самобытные ювелирные украшения (зернь, скань, перегородчатая эмаль, чернь) .
Широкое распространение получили письменность и грамотность . Были введены славянские азбуки кириллица и глаголица, созданные на основе традиционной славянской техники письма, приняты использовавшиеся тогда в Византии изображения чисел.
Были открыты первые школы - в Новгороде и Киеве . Ярославом Мудрым была собрана богатейшая в стране библиотека, включавшая не только современные для того времени рукописи, но и часть дошедших древнегреческих источников.
Были заложены начала летописания - ведение ежегодных записей крупнейших событий по годам с включением документов и их оценок. Древнейшей рукописью, написанной монахом Кнево-Печерского монастыря и дошедшей в списках до нашего времени, является «Повесть временных лет» , описывавшая истоки зарождения и начальный этап существования Древнерусского государства.
Зародилась и древнерусская литература, представленная такими произведениями, как «Житие Бориса и Глеба» , «Поучение детям» Владимира Мономаха, «Слово о законе и благодати» Иллариона, былины. Особенностью Древнерусского эпоса было то, что его героями выступали не князья и бояре, а простые люди с их проблемами и заботами.
Жилища у различных категорий населения были разными: князья и бояре жили в каменных или крепких больших бревенчатых хоромах и теремах; горожане - в небольших деревянных домах; сельские жители - в землянках и избах.
Различной была и одежда. Рубахи, порты, плащи, меховые шубы, лапти, поршни, сапоги носили все, но материал, из которого была изготовлена одежда, отражал социальное положение хозяина.
В числе развлечений можно назвать «ловы» (охота) , хороводы, одноголосное пение, игру на гуслях, скоморошьи забавы.
Большое влияние на культурное развитие Древней Руси оказало христианство. Кроме каменного строительства и грамотности, оно принесло иной, отличный от прежнего взгляд на нравственность (вводилось единобрачие) . Славянские имена заменялись именами святых православной церкви.
Таким образом, культура Древней Руси явилась сокровищницей единой древнерусской народности. В условиях начинавшегося удельного периода развития Руси она стала не только основой для развития и расцвета культуры отдельных земель, но и фактором, позволяющим наряду с единым языком говорить о русских территориях как о едином целом.
Ливонская война (1558-1582). Началась как конфликт Московского государства и Ливонского ордена, в который постепенно втянулись соседние государства, включая ВКЛ. В ходе неудачных боевых действий ВКЛ потеряло множество земель, включая Полоцк, за этим последовала Люблинская уния с Польшей, отвоевание захваченных земель Стефаном Баторием, и перемирие 1582 г. Что касается последствий для белорусских земель, то в настоящее время можно услышать весьма противоречивые версии развития событий. Историки национал-патриотической школы всячески подчеркивают жестокость «москалей», несправедливость их притязаний на белорусские земли и т.п. В реальности жестокость была свойственна всем сторонам, а о справедливости и несправедливости претензий той или иной стороны на какие-либо земли следует судить не с точки зрения современного человека, а попытаться вникнуть в особенности мировоззрения человека той эпохи, а также в принципы международного права, которыми руководствовались политики Средневековья. Согласно этим нормам, положение может выглядеть совсем не так, как его преподносят различные современные авторы.
Столь же неоднозначно можно оценивать и военное противостояние РП с соседями середины XVII века, «московская» фаза которого началась в 1654 г. и завершилась в 1667 году перемирием, по которому польско-литовское государство уступило Москве Смоленск и некоторые другие земли на востоке. У вышеупомянутых авторов можно встретить столь же пафосные оценки происходившего тогда на территории ВКЛ, рассказы про «насилия», «вероломство», потери «более половины населения» и т.п., что также является либо односторонней правдой, либо неправдой, либо полуправдой, которая, как известно, очень часто хуже лжи. Односторонней – потому что, как уже говорилось выше, методы ведения войны у всех противоборствовавших сторон были в то время совершенно одинаковы, а вот представления о правомерности действий своих и противника, напротив, весьма различались. Точно так же и отношение населения к противоборствующим сторонам часто было весьма неоднозначным.
В частности, примером того, какими были методы ведения войны у различных сторон, служит еще один военный конфликт той эпохи – речь идет о Смутном времени вМосковском государстве в начале XVII века. Здесь, напротив, роль агрессора досталась польско-литовской стороне, которая также не стеснялась в методах, воюя на территории Московии, поддерживая заведомых самозванцев и разоряя территорию противника. Как говорится, ничего личного – только политика.
Для завершения вопроса следует упомянуть еще одну войну – Северную войну (1700-1721), которую вела Россия против Швеции, но боевые действия велись в т.ч. и на белорусских землях РП, которая выступала союзником России. В частности, на территории Белоруссии состоялось одно из крупнейших сражений этой войны, оказавшее значительное влияние на ее ход –битва при Лесной (28 сентября 1708 г.) недалеко от г. Пропойска (сейчас – Славгород Могилевской области).