25. Автором написанной в XVIII в. «Истории Россий¬ской с самых древнейших времен» был:
1) М. М. Щербатов;
2) И. И. Болтин;
3) М. В. Ломоносов;
4) В. Н. Татищев;
5) монах Иннокентий Гизель.
26. Автором «Истории Российской с древнейших времен», написанной в XVIII в. с позиций арис¬тократии, был:
1) В. Н. Татищев;
2) И. И. Болтин;
3) М. М. Щербатов;
4) Н. М. Карамзин;
5) И. И. Лепехин.
27. Много занимался древней историей М. В. Ломо¬носов. По заданию Екатерины II он отобрал для воплощения на полотнах ряд сюжетов из исто¬рии:
1) об Александре Невском;
2) о Куликовской битве;
3) о Кузьме Минине;
4) о патриархе Гермогене;
5) верно все указанное.
28. Для передовой русской культуры XVIII в. харак¬терно уважение к культуре других народов, что проявилось в:
1) стремлении овладеть богатствами культуры дру¬гих народов;
2) переводах и издании сочинений зарубежных ав¬торов;
3) обучении русских граждан в иностранных уни¬верситетах;
4) верно все указанное;
5) верно 1 и 2.
29. Объемистый академический словарь, включаю¬щий и слова, почерпнутые из языков народов России (с русским переводом), был составлен в XVIII в. под руководством:
1) М. В. Ломоносова;
2) Е. Р. Дашковой;
3) С. П. Крашенинникова;
4) Н. И. Новикова;
5) Н. М. Карамзина.
30. Укреплению чувства национальной гордости за свою страну в XVIII в факты:
1) воинской доблести и верности долгу перед отече¬ством;
2) защиты страны от внешних посягательств;
3) завоевания новых территорий;
4) верно все указанное;
5) верно лишь 1 и 2.
31. «Слава тех не умирает, кто за отечество ум¬рет», — писал в XVIII в.:
1) Г. Р. Державин;
2) М. В. Ломоносов;
3) А. С. Пушкин;
4) Н. М. Карамзин;
5) Ф. Г. Волков.
32. Правдивый образ полководца XVIII в. А. В. Суво¬рова создал в стихах:
1) А. С. Пушкин;
2) Г. Р. Державин;
3) М. Ю. Лермонтов;
4) М. В. Ломоносов;
5) Ф. Г. Волков.
33. Сам А. В. Суворов считал себя продолжателем дел Петра Великого и бережно хранил подарок отца:
1) ботфорты императора;
2) посох императора;
3) кокарду императора;
4) инкрустированную саблю Петра I;
5) личный пистолет Петра I.
34. Воспитывать национальное самосознание и пат¬риотизм на примере героев отечественной исто-рии призывал журнал «Зритель», который вы¬пускал:
1) Н. И. Новиков;
2) Н. М. Карамзин;
3) И. П. Пнин;
4) И. А. Крылов;
5) А. Н. Радищев.
35. В XVIII в. в крестьянских избах по всей России можно было встретить произведения:
1) о Куликовской битве;
2) о Смутном времени;
3) об опричнине;
4) верно все указанное;
5) верно лишь 1 и 2.
36. Именовал себя «Всероссийского отечества всени¬жайшим патриотом» автор «Краткого экстракта» русской истории:
1) М. В. Ломоносов;
2) М. М. Щербатов;
3) Ф. И. Саймонов;
4) И. И. Болтин;
5) В. Н. Татищев.
37. В честь К. Минина и Д. Пожарского написал «Похвальные слова» известный в XVIII в. лите¬ратор:
1) В. И. Майков;
2) М. Н. Муравьев;
3) М. М. Херасков;
4) И. А. Крылов;
5) Н. М. Карамзин.
38. Трагедию «Освобожденная Москва» (о К. Минине и Д. Пожарском) написал:
1) М. М. Херасков;
2) В. И. Майков;
3) Н. М. Карамзин;
4) И. И. Болтин;
5) М. И. Муравьев.
39. В конце XVIII в. неизвестный мастер в Петер¬бургском монетном дворе отлил памятную брон-зовую медаль в честь:
1) Александра Невского;
2) Дмитрия Донского;
3) А. В. Суворова;
4) Ф. Ф. Ушакова;
5) Петра I.
40. В 1800 г. у нового дворца Павла I воздвигли па¬мятник Петру Великому, на пьедестале которого изображены сцены:
1) царских пиров;
2) Полтавской битвы;
3) Гангутского сражения;
4) верно все указанное;
5) верно лишь 2 и 3.
41. Петр I намеревался поставить на месте Полтав¬ской баталии памятник. Замысел осуществился при:
1) Анне Ивановне;
2) Елизавете Петровне;
3) Екатерине I;
4) Екатерине II;
5) Павле I.
42. В культуре XVIII в. все отчетливее звучит тема народа. В Третьяковской галерее есть две картины, отображающие жизнь крестьян. Их написал:
1) Михаил Шибанов;
2) Дмитрий Левицкий;
3) Владимир Боровиковский;
4) Иван Аргунов;
5) Антон Лосенко.
43. Подлинный переворот в сознании представите¬лей высших слоев по отношению к крестьянам произошел в XVIII в. после:
1) крестьянской войны под руководством Е. И. Пу¬гачева;
2) буржуазной революции во Франции;
3) появления повести Н. М. Карамзина «Бедная Ли¬за»;
4) выпуска А. Н. Радищевым книги «Путешествие из Петербурга в Москву»;
5) распоряжения Павла I о допуске всех мужчин (в том числе и крепостных крестьян) к присяге новому императору.
Объяснение:
Один день из жизни феодала.
Раннее утро. Феодал уже встал и завтракает кабаньим окороком и вином. Он в дурном настроении, так как вчера был обычный ужин с большим количеством еды и вина. Сегодня феодал решает заняться воинскими упражнениями с утра, чтобы прийти в форму.
Феодал проходит во двор, слуги уже принесли ему доспехи и меч, и теперь облачиться в латы. Феодал берет меч и начинает рубить изгородь, специально для него поставленную накануне. С каждым ударом тяжелого меча отлетает значительный кусок изгороди. Порубив изгородь, феодал снимает шлем и отдает меч оруженосцу. Вытерев лицо он направляется в свои покои. После тренировки неплохо бы перекусить и выпить. Обедает феодал в одиночестве и только к концу обеда появляется его ловчий, который докладывает, что загонщики наконец загнали оленя и можно поохотиться.
Феодал светлеет лицом и велит седлать коня. Вскоре он уже несется через лес с луком и стрелами, а по бокам следуют верные загонщики. Олень оказался хитер и попытался скрыться в лесу соседа, но феодал успевает его завалить прямо перед границей своих владений. Дозорные соседа разочаровано плюют и показывают непристойные жесты. Феодал разражается громким хохотом. С соседом он еще поквитается, а сейчас пора пообедать и выпить вина.
Второй обед проходит в шумной компании, к столу приглашены даже загонщики, которых феодал хвалит и жалует каждому по кубку вина и куску окорока.
После обеда феодал несколько часов разбирает жалобы вассалов и откровенно скучает. Он даже думает, что матушка права и ему пора жениться.
Но вот наступает вечер и начинают просыпаться гости. Они спускаются в обеденную залу из своих покоев и вскоре в зале становится еще более шумно и весело. Начинается обычный ужин, после которого феодал снова будет страдать по утру.
Дайте общую характеристику состояния русской культуры в 12-13 веках. Какие новые черты появились в ней?
Как известно, в данный период Русь много перенимала от византийской культуры. Но этот процесс не был слепым. Черты византийской культуры смешивались с языческим и рождало нечто особенное, присущее только русской культуре. Я полагаю, что именно черты язычества появлялись в культуре этого времени.
Какими знаниями обладали русские люди в 12-13 веках?
Довольно много внимания отдавалось христианизации, с этим был связан и быт русского народа. Думаю, им было известно многое – от того как затопить печь по-черному до того как написать икону, построить храм, воевать, написать об этом эпос.
О чём рассказывали авторы литературных произведений?
Как правило, литературные произведения рассказывали о житие святых, князей и военной доблести, и победах. Все это рождало уникальный жанр – летопись.
В чём сказалось влияние ордынского нашествия на развитие русской культуры?
Влияние ордынского нашествия сказалось на медленном развитии русской культуры, утраты городов (было уничтожено около 50 городов), ремесел, памятников культурного наследия, такие как храмы. Зависимость тормозило процесс развития многих сфер жизни общества, но в особенности это касается культуры.