Учебные заведения более высокого уровня — гимнасий. в них преподавался цикл наук — грамматика, арифметика, риторика и теория музыки, к которым в ряде случаев добавлялись диалектика, и астрономия (астрология); на более высоком уровне, чем в элементарных школах, велись занятия по гимнастике.основными дисциплинами были грамматика и риторика; грамматика включала в себя уроки , где изучали тексты величайших авторов, таких, как гомер, еврипид, демосфен и менандр; в курс риторики входили теория красноречия, заучивание риторических примеров и декламация (практические ).
Российская мануфактура развивалась в условиях господства феодально-крепостнических отношений, поэтому она существенно отличалась от мануфактуры западноевропейской. Если на западноевропейской мануфактуре применялся вольнонаемный труд, то русская мануфактура основывалась на принудительном крепостном труде, так как рынок вольнонаемного труда в России был узок. Чтобы обеспечить деятельность мануфактур, государство приписывало к ним черносошных крестьян. Использовался труд вольнонаемных, причем, число их неуклонно росло. В вольнонаемные шли посадские люди, черносошные и частновладельческие крестьяне, беглые, "гулящие люди".