XVIII в. вошел в историю как эпоха Нового времени. Она означала цивилизационный сдвиг: разрушение устоев традиционной европейской цивилизации и утверждение новой. Этот сдвиг получил название модернизации. Россия тоже встала на путь модернизации. Начало этому процессу положили реформы Петра I, охватившие многие сферы жизни общества. Предпосылки проведения петровских реформ:
- активизация внешней политики и дипломатической деятельности российского государства;- интенсивное развитие внутренней и внешней торговли, связанное с дальнейшим осуществлением реформы "посадского строения", принятием "Уставной таможенной грамоты" (1653), "Новоторгового устава" (1667);- реформирование и совершенствование финансовой и налоговой систем;- переход от ремесленно-цехового производства к мануфактурному с использованием элементов наемного труда и простейших механизмов;- тенденция к абсолютизации верховной власти (ликвидация деятельности Земских соборов как сословно-представительных органов), включение в царский титул слова "самодержец";- оформление общегосударственного законодательства (Соборное Уложение 1649) с учетом европейских законодательств, в частности Литовского статута. Дальнейшее совершенствование свода законов, связанное с принятием "новоуказанных" статей (с 1649 по 1690 гг. быдо принято 1535 указов, дополняющих Уложение);- реорганизация и совершенствование вооруженных сил (создание полков мноземного строя, изменения в порядке комплектования полков, распределение полков по округам),- размежевание общества под влиянием западноевропейской культуры и церковной реформы Никона, появление национально-консервативного и западнического течений.
Несмотря на обозначившуюся тенденцию европеизации России в XVII в., в целом она значительно отстовала от уровня развития западноевропейских государств. Стране нужна была сильная личность, которая обладала бы не только верховной властью, но и пониманием необходимости перемен, смелостью и решительностью, умом, энергией и талантом преобразователя. Такой деятель появился на исторической арене в лице Петра I.
Всю государственную деятельность Петра I условно можно разделить на два периода: с 1695 по 1715, и с 1715 по 1725 гг.
Важной особенностью преобразовательной деятельности первого периода является ее обусловленность прежде всего задачами внутреннего переустройства, вызванными нуждами ведения Северной войны. Реформы проводились в основном насильственными методами и сопровождались активным вмешательством государства в экономику (регулирование торговли, промышленности, налогово-финансовой и трудовой деятельности). Многие реформы носили непродуманный, поспешный характер, что было вызвано как неудачами в войне, так и отсутствием кадров, опыта, давлением старого консервативного аппарата власти.
Во второй период, когда военные действия уже были перенесены на территорию противника, преобразования стали более планомерными. Шло дальнейшее совершенствование аппарата власти, мануфактуры уже не только обслуживали военные нужды, но и производили потребительские товары для населения, государственной регулирование экономики несколько ослабло, торговцам и предпринимателям предоставлялась определенная свобода действий.
Что же касается темпов преобразований, то они зависили от решения той или иной задачи, стоящей перед государством. Реформы нередко носили случайный, незапланированный характер и проводились под воздействием обстоятельств. При этом одни преобразования часто вызывали необходимость других, ибо коренная ломка в одной области, как правило, требовала немедленного переустройства в другой или создания новых структур и учреждений.
Разумеется, князья Древней Руси уже давно грезили о том, чтобы стать независимыми от Золотой Орды. Когда страна переживала период великой замятни, русским князьям выдался отличный шанс добиться независимости. В тот период, Дмитрий Донской смог на Куликовском поле отстоять права русских князей и добиться независимости. В период с 1380 по 1382 года, русские князья не платили дань, но с нашествием Тохтамыша, унизительные выплаты возобновились. После смерти Тохтамыша, Золотая Орда вновь начала переживать кризис, и Древняя Русь воспряла духом. Размер дани стал немного уменьшаться, а сами князья не стремились выплачивать ее также прилежно, как раньше. Последним ударом для Орды стало то, что в русских землях появился князь объединить все войска под своим знаменем. Таким князем стал Иван III. Сразу же после обретения могущества, Иван III отказался выплачивать дань. И если Золотая орда только познавала кризис раннего феодализма, то Древняя Русь уже выходила из этой стадии развития. Постепенно отдельные территории объединялись под едиными знаменами, осознавая могущество своей силы вместе, а не врозь. По сути, на получение окончательной независимости, у Древней Руси ушло ровно 100 лет (1380—1480 года). Все это время, золотую Орду сильно «лихорадило», что и привело к ее итоговому окончательному ослаблению Конечно, хан Ахмат попытался вернуть подвластные территории, но в 1480 году Древняя Русь обрела долгожданную независимость, что стало последним ударом для некогда могущественного государства. Конечно, выдержать экономический и внутриполитический кризис под силу далеко не каждой стране. Золотая Орда из-за внутренних конфликтов потеряла былое могущество, и вскоре вовсе перестала существовать. Однако это государство оказало огромное влияние на ход международной истории, и на ход истории Древней Руси в частности.
XVIII в. вошел в историю как эпоха Нового времени. Она означала цивилизационный сдвиг: разрушение устоев традиционной европейской цивилизации и утверждение новой. Этот сдвиг получил название модернизации. Россия тоже встала на путь модернизации. Начало этому процессу положили реформы Петра I, охватившие многие сферы жизни общества. Предпосылки проведения петровских реформ:
- активизация внешней политики и дипломатической деятельности российского государства;- интенсивное развитие внутренней и внешней торговли, связанное с дальнейшим осуществлением реформы "посадского строения", принятием "Уставной таможенной грамоты" (1653), "Новоторгового устава" (1667);- реформирование и совершенствование финансовой и налоговой систем;- переход от ремесленно-цехового производства к мануфактурному с использованием элементов наемного труда и простейших механизмов;- тенденция к абсолютизации верховной власти (ликвидация деятельности Земских соборов как сословно-представительных органов), включение в царский титул слова "самодержец";- оформление общегосударственного законодательства (Соборное Уложение 1649) с учетом европейских законодательств, в частности Литовского статута. Дальнейшее совершенствование свода законов, связанное с принятием "новоуказанных" статей (с 1649 по 1690 гг. быдо принято 1535 указов, дополняющих Уложение);- реорганизация и совершенствование вооруженных сил (создание полков мноземного строя, изменения в порядке комплектования полков, распределение полков по округам),- размежевание общества под влиянием западноевропейской культуры и церковной реформы Никона, появление национально-консервативного и западнического течений.Несмотря на обозначившуюся тенденцию европеизации России в XVII в., в целом она значительно отстовала от уровня развития западноевропейских государств. Стране нужна была сильная личность, которая обладала бы не только верховной властью, но и пониманием необходимости перемен, смелостью и решительностью, умом, энергией и талантом преобразователя. Такой деятель появился на исторической арене в лице Петра I.
Всю государственную деятельность Петра I условно можно разделить на два периода: с 1695 по 1715, и с 1715 по 1725 гг.
Важной особенностью преобразовательной деятельности первого периода является ее обусловленность прежде всего задачами внутреннего переустройства, вызванными нуждами ведения Северной войны. Реформы проводились в основном насильственными методами и сопровождались активным вмешательством государства в экономику (регулирование торговли, промышленности, налогово-финансовой и трудовой деятельности). Многие реформы носили непродуманный, поспешный характер, что было вызвано как неудачами в войне, так и отсутствием кадров, опыта, давлением старого консервативного аппарата власти.
Во второй период, когда военные действия уже были перенесены на территорию противника, преобразования стали более планомерными. Шло дальнейшее совершенствование аппарата власти, мануфактуры уже не только обслуживали военные нужды, но и производили потребительские товары для населения, государственной регулирование экономики несколько ослабло, торговцам и предпринимателям предоставлялась определенная свобода действий.
Что же касается темпов преобразований, то они зависили от решения той или иной задачи, стоящей перед государством. Реформы нередко носили случайный, незапланированный характер и проводились под воздействием обстоятельств. При этом одни преобразования часто вызывали необходимость других, ибо коренная ломка в одной области, как правило, требовала немедленного переустройства в другой или создания новых структур и учреждений.