№ 3 Определение последовательности событий. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности. 11.
1) монгольское нашествие на Русь
2) «стояние» на реке Угре
3) венчание Ивана IV на царство
12.
1) первое летописное упоминание о Москве
2) Медный бунт
3) Куликовская битва
13.
1) правление Семибоярщины в годы Смуты
2) принятие Русской Правды
3) княжение Ивана III
14.
1) поход Ермака в Сибирь
2) битва на реке Калке
3) принятие первого общерусского судебника
15.
1) образование Золотой Орды
2) княжение Владимира Мономаха
3) восстание древлян и убийство князя Игоря
Боярство
Высшее сословие в российском обществе. Владело вотчинами. Служило царю. Занимало высшие государственные должности в государственном аппарате власти.
Дворянство
Высший слой служилых людей в российском обществе. Владело поместьями, но могло передавать поместье по наследству в случае продолжения государственной службы.
Духовенство
Высшее сословие в российском обществе. Крупный земельный собственник - им принадлежало до 15% всей земли страны.
Иерархия русской православной церкви:
* Патриарх Московской и всея Руси
* Епископы, архиепископы, митрополиты
* «Белое» духовенство (приходские священники)
* «Черное» духовенство (монахи)
Крестьянство:
Частновладельческие.
Проживали на территории вотчин или поместий. Обязаны были нести тягло (повинности) в пользу государства и своего хозяина.
Дворцовые.
Обслуживали хозяйственные потребности царского дворца. Эта категория имела самоуправление и подчинялась дворцовым приказчикам.
Черносошные.
Не имели права покидать свои земли, несли тягло в пользу государства. В сравнении с положением частновладельческих крестьян их положение было легче.
Посадские люди
Это торгово-ремесленное население. Они несли тягло - повинность в пользу государства, выбирали старост и сотских (черные слободы) . Белые слободы принадлежали боярам, монастырям, епископам.
Купечество.
Занимало второе положение в городе. К привилегированному купечеству относились: «гости» , «гостиная сотня» , «суконная сотня» .
Приказные люди.
Служащие государственных учреждений, центральных и местных. Самое высокое положение занимали дьяки, им подчинялись писцы, подьячие, служители приказов. Служили в государственных учреждениях дьяки и старшие подьячие. По статусу приравнивались к дворянам. Они являлись владельцами земель и крепостных и получали денежное жалованье.
Приборные люди
Служилые люди по прибору или по набору. Это пушкари, стрельцы, ямщики, казаки, казенные мастера. Среди них встречались и служилые иностранцы, которые проживали в отдельных слободах. Служилые люди несли военную сторожевую службу. Получали государственное содержание, им выделяли земельные участки.
Казачество
Новое для страны сословие. Военное сословие. В нем числилось население ряда окраинных местностей России (Дон, Яик, Приуралье, Терек, Левобережная Украина) . Во главе казацких общин стояли атаманы и старшины. Все важные вопросы обсуждались на «круге» . Казачество пользовалось правами и преимуществами на условиях обязательной и общей воинской службы.
Ясачные люди
Малые, нерусские народы России (манси, ханты, ненцы, буряты, якуты, башкиры) платили ясак (дань пушниной) . Чуваши, мордва, мари платили ясак медом и хлебом.
Предприниматели и наемные рабочие
Появляются в XVII веке новые группы населения - предприниматели и их наемные рабочие. Так зарождались рабочий класс и буржуазия.
Объяснение:
a.doc 453.5 КБ
Файл karty_urokov_5_klass_fgos.docx 725.09 КБ
Предварительный просмотр:
ТЕМА 1. Становление индустриального общества. Человек в новую эпоху.
УРОК № 3. Индустриальное общество. Новые проблемы и новые ценности. Человек в изменившемся мире: новые проблемы и новые ценности (в 1 уроке, т.к. 1 тема была 2 урока)
Цели урока:
Образовательная: Рассмотреть, как индустриальная революция изменяет социальную структуру общества; усвоить причины миграционных процессов и эмиграции европейского населения; проследить изменения в положении всех социальных слоев, рассмотреть как изобретения индустриальной эпохи, врываясь в повседневную жизнь, делали более интересной и комфортной, расширяли сферы деятельности человека, создавали новые профессии
Развивающая: развивать навыки работы с лекционным материалом, умение видеть причинно-следственные связи
Воспитательная: возможность эмиграции для решения экономических проблем существовала прежде и существует теперь, но следует понимать, что этот шаг необязательно влечет за собой успех, а также ведет к разлуке с родиной и своими близкими
Тип урока: комбинированный
Методы обучения: репродуктивные
Формы работы: проверочная работа, лекция
Организационный момент.
Актуализация знаний по теме: «Индустриальная революция: достижении и проблемы»
Письменный опрос
Вариант 1.
Согласны ли вы с утверждениями:
да
нет
нет
нет
да
нет
Генри Форд
Чем традиционное общество отличается от индустриального? Приведите примеры технических изобретений 19 в.
Вариант 2.
Согласны ли вы с утверждениями:
Нет
Да
Да
Нет
Нет
да
Генри Форд
В чем заключается промышленный переворот и его завершение? Приведите примеры технических изобретений 19 в. Приведите примеры технических изобретений 19 в.
Изучение нового материала.
Лекция учителя. В тетради записывают основные моменты.
Изменения, произошедшие в индустриальном обществе (название конспекта)
1) «Земля выбрасывала своих детей».
Немецкий ученый Вернер Зомбарт назвал XIX в. временем, когда «земля выбрасывала своих детей».
Рост городов — одна из черт индустриального общества. Этот процесс ускорился з начале XIX в. и продолжался в дальнейшем. Бурный рост городов был вызван, во-первых, перенаселением деревни, обусловленным улучшением землепользования и внедрением передовых методов ведения хозяйства, в результате чего высвободилось много рабочих рук; во-вторых, упадком небольших городков, связанным с падением ремесленного производства и мелкой торговли, а также с изменениями на транспорте: с развитием железнодорожного транспорта центры промышленности переместились в новые районы. Поэтому в поисках работы люди были вынуждены менять место жительства.
Массы населения, столетиями жившие на земле, приходят в движение и покидают родные места. Уход из деревни порождал эмиграцию, люди уезжали в другие страны. Многие жители местечек переезжали в крупные города или новые промышленные центры своей страны. В связи с ростом продуктивности сельского' хозяйства возникла возможность накормить большие города.
В Великобритании, этой «стране городов», девять англичан из десяти проживали в городах. Во Франции только три человека из десяти жили в городах, но повсюду городское население росло очень быстрыми темпами. Особенно важно то, что впервые в истории города начинали преобладать в экономической жизни.