3. определите общее и различия в направлениях внешней политики мурундукаи касыма.4. можно ли считать хакназара продолжателем политического курса его отца -касым-хана? обоснуйте свое мнение. начала xvii века кадырга-ли жалаири отмечает, что «потомство его (хакназара) более не царствует».почему? 5. сравните законы есима и касыма. в чем вы видите преемственность? составь-те сравнительную таблицу.6. какие меры предпринял тауке для укрепления ханской власти?
Реформи Ататюрка - серія політичних, законодавчих, культурних, економічних і соціальних змін перетворили Турецьку республіку в нинішнє світське національну державу. Реформи були проведені під час правління Ататюрка відповідно до ідеологією кемалізма. Основна суть реформ полягала в насадженні цілого ряду західних цінностей і досягнень в турецькому обществе.Політіческіе реформи привели до настільки серйозних змін в суспільстві, що почало зникати безліч традицій османського суспільства, а в підсумку була переглянута і змінена вся система суспільства колишньої Османської імперії.
Реформи Ататюрка поклали початок конституційних змін, так, в 1924 році була прийнята нова Турецька конституція яка замінила вже застарілу, проміжну конституцію 1921 року, і була написана відповідно до європейських норм того часу. В продовження прийняття конституції були проведені реформи управління і освіти, а також остаточно створено світське суспільство в Турецькій республіці.
З турецької мови Atatürk Devrimleri перекладається буквально як «Революції Ататюрка». Ця серія реформ була настільки радикальна, що зустрічала часто нерозуміння і опір суспільства, а втілювалася в основному завдяки однопартійної влади кемалістів, а також завдяки гарному військовому контролю в країні.
Головним історичним попередником реформ Ататюрка була епоха Танзімата, тобто буквально «реорганізації», яка почалася в 1839 р і завершилася ерою першої конституції в 1876 р Наступна хвиля економічних, політичних і соціальних реформ була проведена після офіційного початку процесу євроінтеграції Туреччини 14 квітня 1987 (т. зв. Реформи Тургута Озала).
Церковь – не государство «Церковь не есть иное государство», - считал Петр 1, и потому его церковная реформа была направлена на ослабление политического могущества церкви. До нее лишь церковный суд мог судить духовенство (даже по уголовным делам), и робкие попытки предшественников Петра 1 изменить это встречали жесткий отпор. Наравне с другими сословиями духовенство после реформы должно было подчиняться общему для всех закону. В монастырях должны были жить только монахи, в богадельнях – только больные, всех остальных велено было выселить оттуда. Петр 1 известен терпимостью к другим конфессиям. При нем было разрешено свободное исповедование своей веры иностранцами и браки христиан разных конфессий. «Господь дал царям власть над народами, но над совестью людей властен один Христос», - считал Петр. С противниками Церкви он предписал архиереям быть «кроткими и разумными». С другой стороны, Петр ввел штрафы для тех, кто исповедовался реже раза в год или дурно вел себя в храме во время службы 2) Налог на баню и бороду .
Чтобы выиграть Северную войну 1700-1721 гг., необходимо было модернизировать армию. В 1705 году каждый двор должен был отдавать на пожизненную службу одного рекрута. Это касалось всех сословий, кроме дворянства. Из числа этих рекрутов составлялась армия и флот. В воинском уставе Петра I впервые на первое место было поставлено не нравственное и религиозное содержание преступных действий, а противоречие воле государства. Петру удалось создать мощнейшую регулярную армию и военно-морской флот, которых до сих пор не было в России. К концу его правления в численность регулярных сухопутных войсках была 210 тысяч, нерегулярных – 110 тысяч, и более 30 тысяч людей служили на флоте. 4) «Лишение» 5508 лет Петр 1 «отменил» 5508 лет, изменив традицию летоисчисления: вместо счета лет «от сотворения Адама» в России стали считать годы «от Рождества Христова»
1682 г. - отмена местничества, стершая грани между сословными группами и в итоге объединившая дворянство;
1649 г. - признание права наследственной передачи дворянского поместья при условии продолжения наследниками службы в государстве; так были объединены две формы собственности - вотчина и поместье;
происходит рост ремесленного производства, чему значительное совершенствование техники и возникновение новых производств: литейного, оружейного, медного; появилась новая форма производства - мануфактура;
были внесены поправки в закон, стимулировавшие торговлю. Торговый устав 1653 г. установил единую торговую пошлину и отменил внутренние поборы с купцов. С этой же целью в 1667 г. был принят Новгородский устав, давший дополнительные льготы во внутренней торговле;
начинают складываться условия образования всероссийского рынка. Товарное производство и торговля становятся причиной возникновения и роста новых российских городов. К окончанию 17-го в. Россия достигла высоких показателей в области производства и повышении жизненного уровня.