(3 открытых теста есета котибарулы) текст Одним из лидеров национально-освободительного движения казахов в Присыр-дарьинском регионе был и батыр Есет Коти-барулы (1807—1888). Его отличала огромная физическая сила, ум, красноречие, а также прекрасное владение искусством верховой езды. Не раз его полководческое искусство и быстрота передвижения приводили к перевесу над лучше вооруженными и более подготовленными российскими войсками. Он был прекрасным оратором и мог вдохновить своих слушателей на борьбу. Английский исследователь Бульжер Демитриус Чарлз писал, что Есет-батыр призывал к борьбе против царских властей своих соплеменников следующими словами: «У них есть лошади и оружие. И разве мы не имеем такого же? Разве мы не столько же многочисленны, как песок океана? Куда не обернись: на восток ли, на запад ли, на север или на юг — всюду наверняка найдешь киргизов. Почему же, в таком случае, мы должны подчиняться горстке чужеземцев?»
В 1838 году он участвовал в штурме российского укрепления Илек. Вместе с батыром Жанкожой Нурмухамедулы вел активную борьбу с хивинскими и кокандскими завоевателями. Со стороны хивинских ханов он получал угрозы, направленные на то, чтобы прекратить поддержку Жанкожи батыра.
Летом 1847 года в районе реки Эмбы он совершил нападение на царский карательный отряд. Впоследствии нападения батыра на российские отряды продолжались. Против Есета неоднократно направлялись военные отряды. Но он, прекрасно зная местность, всегда уходил от преследований. Более того, он разделил своих джигитов на две группы, что ему дезориентировать противника. Батыр совершал дерзкие и удачные нападения на российские караваны и военные отряды. Нападал на караваны и укрепления царского правительства. Со стороны Есета Котибарулы были также безуспешные попытки заключения военного союза с Хивой.
3 открытых теста есета котибарулы
В 1858 году после двадцатилетнего противостояния с Россией батыр Есет добровольно принимает мирные условия Российской империи. Он понял бесполезность борьбы с мощной военной машиной. Царское правительство простило ему антиправительственную деятельность. Батыр был освобожден от платежа кибиточной подати. Впоследствии стал даже иргизского уездного начальника Тургайской области.
В соответствии с ним расчеты за полученный долг стали другими. Если человек, взявший долг, оплатит в виде процентов его сумму, то он был обязан возвратить и сам долг, но если проценты в полтора раза были больше суммы долга, то он автоматически погашался. Отныне запрещено было брать более 20 % годовых за предоставленный долг. Эти положения «Устава» освободили от денежной зависимости многих должников, ограничили произвол ростовщиков. «Устав» содержал новые положения об облегчении участи смердов, закупов, рядовичей, холопов. Так, четко определялись источники холопства: самопродажа в холопство, превращение в холопа человека, женившегося без соответствующего договора на холопке, а также поступление на службу к господину в качестве тиуна без особо оговоренной в этом случае свободы. Холопом становился и сбежавший от господина закуп. В случае если он уходил в поисках денег, чтобы отдать долг, то в этом случае его нельзя было превращать в холопа. Во всех остальных случаях попытки холопить свободных людей пресекались, что было безусловно прогрессивным правилом для того времени. Запрещено было обращать в холопа человека, получившего в долг хлеб или иную другую «дачу»