3. ответьте на вопросы 1. Проанализируйте, в чем суть Версальско-Вашингтонская системы?
2. Укажите, в чем заключаются ее недостатки и достоинства? (по 2 ответа по каждому аспекту)
3. Что такое Лига Наций?
4. Укажите, какие договора и с какими государствами были заключены в период Версальско-Вашингтонской системы
5. Какие ограничения получила Германия
был горделив поступью, метал взоры туда и сюда и самими телодвижениями обнаруживал высоко вознесённое своё могущество. Любитель войны, сам он был умерен на руку, очень силён здравомыслием, доступен просящим и милостив к тем, кому однажды доверился. По внешнему виду низкорослый, с широкой грудью, с крупной головой и маленькими глазами, с редкой бородой, тронутый сединою, с приплюснутым носом, с отвратительным цветом [кожи], он являл все признаки своего происхождения[71].
Приск во время посольства к гуннам в 448 году пристально следил за поведением Аттилы. В зарисовках Приска вождь многих народов отличался от своих военачальников неприхотливостью, носил простую одежду, не украшал оружие золотом, на пиру ел из деревянной тарелки, в то время как гостям подносили блюда на серебряных. В изложении Приска Аттила на пиру ведёт себя как германский средневековый король, ничем не напоминая вождя кочевников с Востока.
Нашествие Аттилы в Галлию в 451 году и его встреча с папой римским Львом в 452 году оставили богатый след в католической житийной литературе. В средневековых сочинениях Аттилу стали называть Бич Божий (flagellum Dei) или Гнев Божий, отражая латинскую церковную традицию рассматривать вождя гуннов как коллективное наказание, посланное народам за недостаточно усердное служение Богу. В начале VII века Исидор сформулировал устоявшиеся воззрения на гуннов Аттилы[72]:
Они были гневом
В современной Италии существует достаточно большое разнообразие политических партий. Есть и те, кто использует риторику, достаточно близкую к расистской и/или фашистской. И у них, к сожалению, есть последователи, за них кто-то голосует. Используют ли они отсылку именно к фигуре Муссолини - не знаю.
При этом, разумеется, есть и демократические, либеральные партии и их приверженцы, которые категорически против Муссолини и всего похожего на его режим.
Есть достаточное количество людей, которые попадают куда-то в середину - конечно, они за права человека, но помнят и что-то хорошее, что было достигнуто страной в то время, поэтому нельзя сказать, что Муссолини они так уж ненавидят.
Кроме того, в Италии есть часть населения, для которого эпоха Муссолини - это молодость, юность или даже детство (да, там люди долго живут :). Поэтому ностальгия, мне кажется, мешает им выносить полностью трезвые суждения.
Всё вышесказанное довольно предсказуемо и характерно не только для Италии, но есть два момента, которые, мне кажется, её отличают:
Самими итальянцами режим Муссолини часто воспринимается как "не такой ужасный, как сталинский и гитлеровский". Что, в общем, правда, но кто-то мог бы возразить, что за определённой чертой уже нет смысла сравнивать: за той чертой уже Зло.
Пример такой точки зрения можно найти в одном из "5 эссе на темы этики" Умберто Эко. Кажется, это ещё и пример "ностальгирующего" взгляда на фашизм.
После фашизма в Италии к власти пришли коммунисты, что тоже далеко не всем понравилось. И поскольку долго оппозиция звучала как "фашизм vs коммунизм", то фашисты получали "дополнительные голоса" просто как альтернатива коммунистам. Были люди, которые от вторых пострадали больше, чем от первых.
Напоследок про обыденную речь: я практически никогда не слышу имени Муссолини в семье моего мужа-итальянца, зато слово "фашизм" они употребляют довольно часто: в шутку, в значении "подчинение чужой воле", "нарушение свободы". "Якопо, хватит с тебя кока-колы!" - "Это какой-то фашизм"; "Встал из-за стола - убери за собой посуды!" - "Я не уверен, но кажется, что это уже фашизм". - "Вовсе нет". - "Немножко да". Сначала мне это резало ухо, для меня это слово слишком отягощено, а потом привыкла.