3. Расскажите об Орбулакской битве 1643г. Что нового появилось в военном искусстве казахов при Жангир-хане? Какое место занимает Орбулакское сражение в истории мирового военного искусства? (приведите не менее 3-х аргументов) ,Соч по Истории
Леонардо да винчилеонардо да винчи, крупнейшая фигура итальянского высокого возрождения – прекрасный пример универсального человека, обладателя многоликого таланта: он был не только великим представителем искусства - живописцем, скульптором, музыкантом, писателем, но и ученым, архитектором, техником, инженером, изобретателем. появился на свет он неподалеку от флоренции, в небольшом городке винчи (отсюда его имя). леонардо был сыном зажиточного нотариуса и крестьянки (многие биографы считают, что внебрачным) и воспитывался с малых лет отцом. он питал надежды на то, что подросший леонардо пойдет по его стопам, однако общественная жизнь не казалась тому интересной. в то же время не исключено, что ремесло художника было выбрано по той причине, что незаконнорожденным детям не были доступны профессии юриста и врача. как бы там ни было, после переезда их с отцом во флоренцию (1469) леонардо устраивается подмастерьем в мастерскую андреа дель верроккио, одного из наиболее известных флорентийских живописцев того периода. технологии работы художника флорентийской мастерской в те времена подразумевали технические эксперименты. сближение с паоло тосканелли, астрономом, стало еще одним фактором пробуждения у да винчи серьезного интереса к различным наукам. известно, что в 1472 г. он являлся членом флорентийской гильдии художников, а к 1473 г. относят его первую датированную самостоятельную художественную работу. через несколько лет (в 1476 или 1478 г.) у да винчи появляется собственная мастерская. буквально с первых полотен («благовещение», «мадонна бенуа», «поклонение волхвов») он заявил о себе как великий живописец, а дальнейшее творчество лишь увеличивало его славу. с начала 80-х гг. биография леонардо да винчи связана с миланом, работой у герцога людовика сфорца в качестве живописца, скульптора, военного инженера, устроителя празднеств, изобретателя разнообразных механических «чудес», которые прославили его хозяина. да винчи активно работает над собственными проектами в разных сферах (например, над подводным колоколом, летательным аппаратом и однако сфорца не проявляет к ним никакого интереса. в милане да винчи прожил с 1482 по 1499 г. – до тех пор, пока войска людовика xii не захватили город и не вынудили его отбыть в венецию. в 1502 г. его берет к себе на службу военным инженером и архитектором чезаре борджиа. в 1503 г. художник вернулся во флоренцию. к этому году (ориентировочно) принято относить написание, , самой известной его картины - «мона лиза» («джоконда»). на протяжении 1506-1513 гг. да винчи снова живет и работает в милане, на этот раз он служит французской короне (под контролем людовика xii тогда находился север италии). в 1513 г. переезжает в рим, где его творчеству покровительствуют медичи. последний этап биографии леонардо да винчи связан с францией, куда он в январе 1516 г. переезжает по приглашению короля франциска i. поселившись в замке кло-люсе, он получил официальное звание первого королевского художника, архитектора и инженера, стал получателем крупной ренты. работая над планом монарших апартаментов, главным образом, выступал в ипостаси советника и мудреца. через два года после приезда во францию он серьезно заболел, ему было сложно передвигаться одному, правая рука онемела, и в следующем году он полностью слег. 2 мая 1519 г. великий «универсальный человек», окруженный учениками, умер; похоронили его в расположенном неподалеку королевском замке амбуаз. помимо произведений, являющихся общепризнанными шедеврами («поклонение волхвов», «тайная вечеря», «святое семейство», «мадонна литти», «мона лиза»), да винчи оставил после себя порядка 7000 не связанных между собой рисунков, листов с записями, которые были после смерти мастера сведены воедино его учениками в несколько трактатов, представление о мировоззрении леонардо да винчи. ему принадлежит заслуга многочисленных открытий в области теории искусства, механики, естественных наук, , внесших весомый вклад в развитие наук и инженерной мысли. леонардо да винчи стал воплощением идеала итальянского ренессанса и последующими поколениями воспринимался как своеобразный символ творческих устремлений, присущих тому времени.
1) “избави нас, господи, от чумы, голода и войны” – этим и словами начиналась молитва французских крестьян в xvii веке. постоянные войны, как внешние, так и междоусобные, рождали в xvi-xvii веках чувство неуверенности и страха у широких масс населения европы. войны грозили разорением, грабежом, насилием, убийствами. в те времена война кормила сама себя и солдаты жили за счет беззащитных горожан и прежде всего крестьян, лишенных права ношения оружия.
другой причиной неуверенности и страха был голод и его угроза. голод был частым гостем в европе (он был следствием низкой урожайности). и, наконец, страх вызывали эпидемии, прежде всего чумы и оспы. чума, бывшая бичом средневековья, не оставляла людей и в начале нового времени. в париже, например, чума свирепствовала в 1612, 1619, 1631, 1638, 1662, 1688 годах. шесть эпидемий только в vii веке! не умели в то время лечить и такие болезни, как оспу и сыпной тиф. в xviii веке оспа поражала из 100 человек 95, а умирал каждый 7 больной. сыпной тиф (его называли алой лихорадкой) свирепствовал и в xvii, и в xviii веках.
население не только от эпидемий, но и от . в таких условиях население росло медленно.
2) особенно высока смертность была среди новорожденных: только половина из них достигала 10-ти летнего возраста. средняя продолжительность жизни была 30 лет. редко кто доживал до 70 лет.
мужчины, несмотря на бесконечные войны, жили дольше. особенно коротка была жизнь женщин. чаще всего они умирали еще в цветущем возрасте – между 20 и 40 . как вы думаете, почему? сказывался тяжкий, непосильный труд в поле, дома, отсутствие медицинской при родах, вечные заботы. кто как не женщина при недостатке еды отдает свой кусочек детям и мужу, кто больше заботится о том, чтобы было чем натопить комнату в стужу, как-то одеть и обуть семью? в xvi веке 2/3 населения европейских стран составляли мужчины и 1/3 –женщины.
распространению эпидемий способствовали низкий уровень личной гигиены и почти полное отсутствие медицинской .
если в xiv-xv веках в городах было много бань и население их охотно посещало, то в xvi-xviii веках бани почти исчезают. с ростом эпидемий бани превратились в рассадники заразы, их стали бояться. в лондоне в 1800 не было ни одного банного заведения. правда, в зажиточных домах были “мыльни”. они располагались в полуподвалах, в них находились парильня и деревянные кадки, здесь можно было вымыться горячей водой. ванные комнаты были большой редкостью даже в богатых домах.
больниц в современном смысле не было, они существовали только как благотворительные учреждения, как приюты для больных, калек, престарелых бюргеров.
только к концу xvii века в связи с окончанием религиозных войн в европе, улучшением питания и ростом личной гигиены население начинает расти. для убедительной иллюстрации этого положения давайте обратимся к таблице “численность европейского населения”.
1) “избави нас, господи, от чумы, голода и войны” – этим и словами начиналась молитва французских крестьян в xvii веке. постоянные войны, как внешние, так и междоусобные, рождали в xvi-xvii веках чувство неуверенности и страха у широких масс населения европы. войны грозили разорением, грабежом, насилием, убийствами. в те времена война кормила сама себя и солдаты жили за счет беззащитных горожан и прежде всего крестьян, лишенных права ношения оружия.
другой причиной неуверенности и страха был голод и его угроза. голод был частым гостем в европе (он был следствием низкой урожайности). и, наконец, страх вызывали эпидемии, прежде всего чумы и оспы. чума, бывшая бичом средневековья, не оставляла людей и в начале нового времени. в париже, например, чума свирепствовала в 1612, 1619, 1631, 1638, 1662, 1688 годах. шесть эпидемий только в vii веке! не умели в то время лечить и такие болезни, как оспу и сыпной тиф. в xviii веке оспа поражала из 100 человек 95, а умирал каждый 7 больной. сыпной тиф (его называли алой лихорадкой) свирепствовал и в xvii, и в xviii веках.
население не только от эпидемий, но и от . в таких условиях население росло медленно.
2) особенно высока смертность была среди новорожденных: только половина из них достигала 10-ти летнего возраста. средняя продолжительность жизни была 30 лет. редко кто доживал до 70 лет.
мужчины, несмотря на бесконечные войны, жили дольше. особенно коротка была жизнь женщин. чаще всего они умирали еще в цветущем возрасте – между 20 и 40 . как вы думаете, почему? сказывался тяжкий, непосильный труд в поле, дома, отсутствие медицинской при родах, вечные заботы. кто как не женщина при недостатке еды отдает свой кусочек детям и мужу, кто больше заботится о том, чтобы было чем натопить комнату в стужу, как-то одеть и обуть семью? в xvi веке 2/3 населения европейских стран составляли мужчины и 1/3 –женщины.
распространению эпидемий способствовали низкий уровень личной гигиены и почти полное отсутствие медицинской .
если в xiv-xv веках в городах было много бань и население их охотно посещало, то в xvi-xviii веках бани почти исчезают. с ростом эпидемий бани превратились в рассадники заразы, их стали бояться. в лондоне в 1800 не было ни одного банного заведения. правда, в зажиточных домах были “мыльни”. они располагались в полуподвалах, в них находились парильня и деревянные кадки, здесь можно было вымыться горячей водой. ванные комнаты были большой редкостью даже в богатых домах.
больниц в современном смысле не было, они существовали только как благотворительные учреждения, как приюты для больных, калек, престарелых бюргеров.
только к концу xvii века в связи с окончанием религиозных войн в европе, улучшением питания и ростом личной гигиены население начинает расти. для убедительной иллюстрации этого положения давайте обратимся к таблице “численность европейского населения”.