Во-первых: Гос.строй. В первой половине XIX в, в Англии завершилось формирование парламентской монархии. Высшая власть принадлежала монарху, правительству и парламенту. Парламент принимал законы. Сам парламент состоял из верхней палаты и нижней. Первая - это лорды, вторая община. Во-вторых: Экономика. В Сельском хоз. утвердился капиталистический строй при сохранении частной собственности. Лендлорды (землевладельцы) отдавали в аренду фермерам, а те в свою очередь нанимали для ее обрабатывания батраков В-третьих: Рабочее движения. Условия для рабочих были сложными. Рабочий день составлял 14-16 часов, низкий уровень жизни и отсутствие обычных прав заставляло рабочих бастовать. Появилось Лондонская ассоциация (объединение) рабочих (1840 г.). Данная организация выступала за права рабочих. В-четвертых: Внешняя политика. После поражения Наполеона, Англия смогла окончательно закрепиться как колониальная держава. В это время она смогла окончательно покорить Индию, Новую Зеландию и еще около 40 государств. Великобритания стремилась не допустить укрепление позиций таких стран как: Франция, Пруссия, Россия (после победы над Парижем, влияние России очень сильно возросло) и Австрии.
Своеобразие исторического пути Индии определял целый ряд факторов. Но среди них необходимо выделить весьма необычное воздействие религии на духовную и социальную жизнь, а также особенности главной социальной ячейки - общины. К началу I тыс. до н. э. в Индии сложилась специфическая религиозная система ведизм (от названия древнейших религиозных текстов - "Веды", что означает "священное знание"). С ведизмом связана вера в переселение душ и учение о карме (мистической судьбе), которое освящало деление общества на касты. Другой религией, возникшей в Индии, стал буддизм. - одна из основных мировых религий. В основу буддизма положены четыре "благородные истины": мир есть страдание, источник страдания - это человеческие страсти и желания, освобождение от страстей позволяет перейти в высшее состояние духа - нирвану, достигается это состояние через путь Буддизм призывал человека к неустанному самосовершенствованию, говоря, что все блага земного мира ничтожны в сравнении с нирваной. Будда отрицал касты и делил людей прежде всего по степени их овладения своими страстями. Таким образом, право на было у всех, даже у неприкасаемых - низшей из каст. В древности индийские цари пытались использовать буддизм как идейную основу для создания сильного централизованного государства. В отдельные периоды такие попытки удавались, но в целом буддизм не сыграл в Индии такой роли, как конфуцианство в Китае. Он слабо воздействовал на цивилизационные структуры, не смог разрушить кастовую систему - одно из главных зол Индии. Буддизм по своей сути вряд ли вообще стать государственной религией: ведь он фактически отрицает значимость государства и проповедует идеал духовно свободной и независимой от внешнего мира личности. .Последнее обстоятельство умело использовали брахманы (жрецы), стремившиеся сохранить за собой ключевые позиции в религиозной и социальной жизни. Несколько видоизменив ведические верования, они создали пышный зрелищный культ - индуизм, который успешно конкурировал с буддизмом. Так появилась махаяна ("большая колесница" - широкий путь вариант буддизма, в котором было открыто не только для аскетов, но и для мирян, а нирване предшествовал рай, полный земных наслаждений. И все же буддизм, распространившийся в странах Южной и Юго-Восточной Азии, в самой Индии неуклонно терял приверженцев. Периоды централизации в индийской истории обычно были сравнительно недолгими. В IV-II вв. до н. э. раздробленную страну сплотила империя Маурьев, но затем она распалась надвое. В I в. н. э. в Индии возникло Кушанское царство, постепенно превратившееся в одну из сильнейших держав мира. Однако и оно в III в. пришло в упадок. В IV-V вв. сильное государство Гуптов объединило почти весь север Индии, но под натиском гуннов пала и эта империя. Вплоть до мусульманских завоеваний на территории Индии непрерывно возникали и распадались государства, ожесточенно боровшиеся друг с другом. В условиях отсутствия централизованной власти каждый правитель делил свое государство на области (наместничества) и назначал туда губернаторов, которые ведали налогами, судом, войсками. Помимо относительно крупных государств существовало и множество мелких княжеств, во главе которых стояли раджи или махараджи. В атмосфере политической нестабильности княжества нередко превращались в крупные государства, где, в свою очередь, выделялись наместничества и мелкие княжества. Главной силой, цементирующей индийскую цивилизацию, была не государственная власть, а сельская община. Она обычно охватывала несколько деревень и была вполне самостоятельным социально-экономическим организмом. Это связано с тем, что в общине объединялись самые разные виды деятельности: земледелие, ремесло, торговля, ростовщичество и пр. Наиболее привилегированное положение занимали полноправные общинники-землевладельцы, которые могли сдавать свою землю в аренду, передавать по наследству, продавать. В общине были и неполноправные члены: разорившиеся землевладельцы и неприкасаемые. Единственная связь с государством заключалась в том, что община должна была отдавать властям шестую часть урожая. Серьезные изменения в социально-экономическую и политическую жизнь Индии внесло лишь создание мусульманских государств - Делийского султаната (1206-1526) и империи Великих Моголов (1526-1858). Но фундамент индийской цивилизации был настолько прочным, что после распада этих государств мгновенно началось возвращение к прежним формам жизни. Итак, в средние века в жизни цивилизаций Востока произошли немалые изменения: росли города, укреплялась торговля, успешно развивались науки и искусства. И все же темпы развития Востока были значительно медленнее, чем Запада. Это во многом связано с тем, что восточные цивилизации в целом ориентированы на постоянное воспроизведение старых форм государственности, социальных отношений, идей, чрезвычайно большую роль в них играют традиции. Поэтому эти цивилизации принято называть традиционными.
Гос.строй. В первой половине XIX в, в Англии завершилось формирование парламентской монархии. Высшая власть принадлежала монарху, правительству и парламенту. Парламент принимал законы. Сам парламент состоял из верхней палаты и нижней. Первая - это лорды, вторая община.
Во-вторых:
Экономика. В Сельском хоз. утвердился капиталистический строй при сохранении частной собственности. Лендлорды (землевладельцы) отдавали в аренду фермерам, а те в свою очередь нанимали для ее обрабатывания батраков
В-третьих:
Рабочее движения. Условия для рабочих были сложными. Рабочий день составлял 14-16 часов, низкий уровень жизни и отсутствие обычных прав заставляло рабочих бастовать. Появилось Лондонская ассоциация (объединение) рабочих (1840 г.). Данная организация выступала за права рабочих.
В-четвертых:
Внешняя политика. После поражения Наполеона, Англия смогла окончательно закрепиться как колониальная держава. В это время она смогла окончательно покорить Индию, Новую Зеландию и еще около 40 государств. Великобритания стремилась не допустить укрепление позиций таких стран как: Франция, Пруссия, Россия (после победы над Парижем, влияние России очень сильно возросло) и Австрии.
К началу I тыс. до н. э. в Индии сложилась специфическая религиозная система ведизм (от названия древнейших религиозных текстов - "Веды", что означает "священное знание"). С ведизмом связана вера в переселение душ и учение о карме (мистической судьбе), которое освящало деление общества на касты.
Другой религией, возникшей в Индии, стал буддизм. - одна из основных мировых религий. В основу буддизма положены четыре "благородные истины": мир есть страдание, источник страдания - это человеческие страсти и желания, освобождение от страстей позволяет перейти в высшее состояние духа - нирвану, достигается это состояние через путь Буддизм призывал человека к неустанному самосовершенствованию, говоря, что все блага земного мира ничтожны в сравнении с нирваной. Будда отрицал касты и делил людей прежде всего по степени их овладения своими страстями. Таким образом, право на было у всех, даже у неприкасаемых - низшей из каст.
В древности индийские цари пытались использовать буддизм как идейную основу для создания сильного централизованного государства. В отдельные периоды такие попытки удавались, но в целом буддизм не сыграл в Индии такой роли, как конфуцианство в Китае. Он слабо воздействовал на цивилизационные структуры, не смог разрушить кастовую систему - одно из главных зол Индии. Буддизм по своей сути вряд ли вообще стать государственной религией: ведь он фактически отрицает значимость государства и проповедует идеал духовно свободной и независимой от внешнего мира личности.
.Последнее обстоятельство умело использовали брахманы (жрецы), стремившиеся сохранить за собой ключевые позиции в религиозной и социальной жизни. Несколько видоизменив ведические верования, они создали пышный зрелищный культ - индуизм, который успешно конкурировал с буддизмом.
Так появилась махаяна ("большая колесница" - широкий путь вариант буддизма, в котором было открыто не только для аскетов, но и для мирян, а нирване предшествовал рай, полный земных наслаждений. И все же буддизм, распространившийся в странах Южной и Юго-Восточной Азии, в самой Индии неуклонно терял приверженцев.
Периоды централизации в индийской истории обычно были сравнительно недолгими. В IV-II вв. до н. э. раздробленную страну сплотила империя Маурьев, но затем она распалась надвое. В I в. н. э. в Индии возникло Кушанское царство, постепенно превратившееся в одну из сильнейших держав мира. Однако и оно в III в. пришло в упадок. В IV-V вв. сильное государство Гуптов объединило почти весь север Индии, но под натиском гуннов пала и эта империя. Вплоть до мусульманских завоеваний на территории Индии непрерывно возникали и распадались государства, ожесточенно боровшиеся друг с другом.
В условиях отсутствия централизованной власти каждый правитель делил свое государство на области (наместничества) и назначал туда губернаторов, которые ведали налогами, судом, войсками. Помимо относительно крупных государств существовало и множество мелких княжеств, во главе которых стояли раджи или махараджи. В атмосфере политической нестабильности княжества нередко превращались в крупные государства, где, в свою очередь, выделялись наместничества и мелкие княжества.
Главной силой, цементирующей индийскую цивилизацию, была не государственная власть, а сельская община. Она обычно охватывала несколько деревень и была вполне самостоятельным социально-экономическим организмом. Это связано с тем, что в общине объединялись самые разные виды деятельности: земледелие, ремесло, торговля, ростовщичество и пр. Наиболее привилегированное положение занимали полноправные общинники-землевладельцы, которые могли сдавать свою землю в аренду, передавать по наследству, продавать.
В общине были и неполноправные члены: разорившиеся землевладельцы и неприкасаемые.
Единственная связь с государством заключалась в том, что община должна была отдавать властям шестую часть урожая.
Серьезные изменения в социально-экономическую и политическую жизнь Индии внесло лишь создание мусульманских государств - Делийского султаната (1206-1526) и империи Великих Моголов (1526-1858). Но фундамент индийской цивилизации был настолько прочным, что после распада этих государств мгновенно началось возвращение к прежним формам жизни.
Итак, в средние века в жизни цивилизаций Востока произошли немалые изменения: росли города, укреплялась торговля, успешно развивались науки и искусства. И все же темпы развития Востока были значительно медленнее, чем Запада. Это во многом связано с тем, что восточные цивилизации в целом ориентированы на постоянное воспроизведение старых форм государственности, социальных отношений, идей, чрезвычайно большую роль в них играют традиции. Поэтому эти цивилизации принято называть традиционными.