3. вы знаете, что является объективным критерием прогресса. какие критерии прогресса называют авторы ң- ных высказываний? согласны ли вы их точкой зрения? apry- ментируйте свой ответ.
н. г. чернышевский: «прогресс основывается на умственном развитии; коренная сторона его прямо и состоит в успехах и раз- витии знаний. приложением лучшего знания к разным сторонам практической жизни производится прогресс и в этих сторонах… стало быть, основная сила прогресса - наука; успехи прогресса соразмерны степени совершенства и степени распространенности знаний».
а. и. герцен: «прогресс человека - процесс содержания мыс- ли»: «прогресс - неотъемлемое свойство созидательного разви- тия, которое не прерывалось, это деятельная память и усовер- шенствование людей общественной жизнью",
г. спенсер: "прогресс - не случайность, а необходимость". п. л. лавров: «развитие личности в , умственном и нравственном отношении, воплощение в общественных формах истины и справелливости - вот краткая формула, обнимающая, как мне кажется, все, что можно считать прогрессом».
н. г. чернышевский: «прогресс - стремление к возведению
человека в человеческий сан».
л. н. толстой: «общественный прогресс истинный - в боль-
шем и большем единении людей».
ф. д. рузвельт: «наш прогресс проверяется не увеличением изо- билия у тех, кто уже имеет много, а тем ли мы доста- точно обеспечить тех, кто имеет слишком мало».
б. ауэрбах: «неудовлетворенность - источник не только стра- даний, но и прогресса в жизни отдельных людей и целых наро-
дов».
в. вейтлинг: «тот, кто верит в прогресс, не должен считать совершенным ни одно учение. если он и не знает более совер- шенного, это не должно служить основанием тому, чтобы сомне- ваться в возможности существования такого учения. но, указывая недостатки, нужно уметь доказать их наличие и понимать, как их устранить, иначе ты будешь только хулителем, а не улучшателем», «человечество никогда не достигнет высшего идеала совершенства, иначе пришлось бы предложить наступление застоя в его духовном развитии»
Уложенная комиссия начала свою работу 8 августа 1767 г. в Москве, а с 16 февраля продолжала действовать в Петербурге. В ней было представлено 564 депутата от всех сословий кроме крепостных крестьян. Поднимавшиеся в наказах и выступлениях депутатов вопросы, как правило, не выходили за рамки сословных нужд. Так, дворянство требовало ограничения вмешательства государства в дела собственников, отмены «Табели о рангах» , утверждения своего исключительного права на владение землей и крестьянами. Купечество добивалось монополии на торгово-промышленную деятельность, разрешения на использование труда крепостных в промышленности и запрещения крестьянской торговли. Наказы, шедшие от горожан и сельских обществ, были гораздо прогрессивнее: депутаты требовали открытия городских и сельских школ, гимназий, учреждения университетов и академий, всесословного участия в местном самоуправлении. Раздавались голоса и о передаче помещичьих крестьян в управление особой коллегии, которая взимала бы с них подати и оброк в пользу помещиков (Я. Козельский) , об установлении фиксированной законом ренты (А. Маслов) , о предоставлении крепостным крестьянам права собственности на землю.
Работа Уложенной Комиссии быстро доказала императрице, что депутаты не в силах подняться над сословными притязаниями, дискуссия по крестьянскому вопросу, очевидно, была бесполезна, так как подавляющее большинство дворян резко выступали против отмены крепостного права. В декабре 1768 г. под предлогом начала войны с Османской империей Уложенная комиссия была распущена, хотя объективно военные действия потребовали привлечения не более 4% депутатов. Новый свод законов так и не был создан.
Но не всегда Бонапарте был таким. Еще будучи офицером Французской армии, он вступил в Авиньонскую масонскую ложу - тайное общество, состоящее из наиболее прогрессивных и талантливых людей того времени. Во время своего членства в масонской ложе, Наполеон узнал много секретов, многому научился и стал таким, каким мы его знаем сейчас.
Русские офицеры хотели повторить его успех и организовывали свои тайные общества. Наиболее известные из них: "Союз благоденствия", "Северное" и "Южное" общества, а также Общество объединенных славян.