Во времена мучительной агонии моголистана во главе кыргызских родоплеменных объединений встал мухаммед-кыргыз, активно способствоваший усилению процесса консолидации кыргызских родов и племен, росту этнического самосознания кыргызов. в 1508 г. на белой кошме был поднят и кыргызским правителем объявлен мухаммед-кыргыз. регион, находившейся под его назывался «кыргызским улусом». мухаммед-кыргыз вошел и сохранился в кыргызов под легендарным именем тагай-бия и считается родоначальником кыргызов, и их первым верховным правителем. от тех времен практически не сохранилось прямых воспоминаний о личности мухаммеда. однако прослеживая его действия нетрудно представить, что это был человек сильной политической воли, неукротимой энергии и целеустремленности целью его было соединение кыргызов и создание в тех условиях самостоятельной кыргызской гос-ти. для этого он укрепил связь «правого» и «левого» крыльев кыргызских племен и нацелил их на совместные действия. важнейшим шагом стало создание союза с казахским ханством как наиболее важным союзником в борьбе с общими противниками. руководство моголистана хорошо осозновало опасность той линии, которую активно проводил мухаммед _кыргыз. могольские войска под руководством саид-хана осенью 1517 г. напали на ставку мухаммеда-кыргыза., находившуюся на южном берегу иссык-куля, кыргызский лидер был взят в плен. из за боязни сайд – хана столкнуться с кыргызами в случае гибели их лидера, был вынужден после пятилетнего пребывания ею в плену в кашгаре отпустить мухаммеда на родину. стойкость и неукротимая политическая воля мухаммеда после этого испытания проявилась еще с большей силой. он не упал духом. также казахско-кыргызский (с тахир ханом) союз. мухаммед_кыргыз принадлежал к числу наших великих предков, которые боролись за независимость своего народа и создание собственного кыргызского гос-ва, жертвуя для этого своей жизнью. кыргызы до сих пор помнят его и почитают как национального героя. в конце 16–17 вв. дело мухаммеда – кыргыза продолжили манап – бий, кокум-бий.в результате их совместной деятельности кыргызские племена севера и юга кыргызстана пришли к согласию, оказав достойное сопротивление ойрастко-калмаксим завоевателям. 27. борьба кыргызов против калмакских завоевателей (xvii – первая пол. xviii в.) важнейшим фактором политической кыргызстана в xvii – первой половине xviii вв. являлась борьба кыргызов с джунгарским ханством, которое было создано могольским племенем ойратов (кыргызы именовали их калмаками) на осколках могольской империи в западной монголии. экон.причины: захват новых пастбищ и устан. выгодных для себя торгово-экон. контактов с оседлым и кочевым населением ср. азии и вост.турк. началась эпоха длительных изнурительных войн кыргызов (калмаки называли их бурутами) и казахов против калмакских завоевателей за свою независимость. 1620 году кыргызы и казахи потеснили калмаков от границ своих кочевий. образование джунгарского ханства (1635 год) усилило позиции калмакских феодалов. первый поход в ср. азию весной 1643 г.возглавил батур-хунтайджи. на их пути стали каз. султанджахангир, узб. предводитель ялангтуш-аталык и кыргызы. в 1652 году калмаки пошли против кочевников кыргызстана и казахстана. кыргызы и казахи оказали решительное сопротивление. в 1678 г. галдан-бошохту овладел яркендом, а 1681–1684 г. ош и сайрам.в нач. 18 в.джунг. хан цэван-рабтан завоевал вост. турк. часть северокырг. племен откочевала в ферг., всторону гиссара и куляба. в 1727 г.стал ханом галдан-церен, кот. направил в 1732 против кырг. в кетм.-т войска. в 17421748 г.калмаки вторглись в ферг.долину и были изгнаны. 28. взаимоотношения кыргызских племен с цинским китаем в xvii – начале xix в.
Китайская иероглифическая письменность - исключительное явление среди современных письменностей. Это - единственная иероглифическая письменность мира, которая была изобретена за полтора тысячелетия до н. э. и продолжает существовать в наши дни. Иероглифические письменности, которые были изобретены практически во всех очагах древних цивилизаций - на Ближнем Востоке, в Южной Азии, Китае, Центральной Америке, исчезли, оставив после себя немногие памятники. И только китайская иероглифическая письменность на протяжении всей своей истории смогла при к меняющимся условиям развития китайской цивилизации и оставаться сложным, но приемлемым для Китая средством письма.
Знак китайского письма представляет собой сложную графическую фигуру. Его китайское название – цзы - "письменный знак" в европейских языках он называется character - "знак", по-русски он по аналогии со знаками других иероглифических письменностей называется иероглиф. Соответственно по-русски китайская письменность традиционно носит название иероглифической. Необычность китайского письма всегда вызывала любопытство как ученых специалистов, так и многочисленных любителей. О ней существует большая литература, однако научное изучение ее истории началось с конца века после открытия древнейших памятников китайского письма. Иероглифическое письмо отличается от алфавитного не только формой или степенью сложности отдельных знаков. Отличия проявляются во всех свойствах знаков этих двух видов письменности.
Знак китайского письма представляет собой сложную графическую фигуру. Его китайское название – цзы - "письменный знак" в европейских языках он называется character - "знак", по-русски он по аналогии со знаками других иероглифических письменностей называется иероглиф. Соответственно по-русски китайская письменность традиционно носит название иероглифической. Необычность китайского письма всегда вызывала любопытство как ученых специалистов, так и многочисленных любителей. О ней существует большая литература, однако научное изучение ее истории началось с конца века после открытия древнейших памятников китайского письма. Иероглифическое письмо отличается от алфавитного не только формой или степенью сложности отдельных знаков. Отличия проявляются во всех свойствах знаков этих двух видов письменности.