Искусство стеклоделия было известно многим славянским племенам, населявшим территорию Руси. Этот вид ремесла был широко распространен не только в Киеве, но и в Рязанском, Владимиро-Суздальском, Черниговском княжествах, а по некоторым данным, и в Смоленском, а также в Полоцком.
Начиная как минимум с IV в., именно стеклоделие и производство эмалей (легкоплавкого стекла) стали предшественниками древнерусской мозаичной живописи, основанной на применении цветных смальт, получившей широкое распространение в отделке храмов и светских архитектурных сооружений в X – XII вв. Подобный декор на Руси в этот период достаточно часто использовался при оформлении княжеских гражданских сооружений. Доказательством тому служат обнаруженные при раскопках в Киеве (вблизи от Десятинной церкви) прямоугольные фрагменты каменных зданий – «гридниц» (X – XI вв.), служивших местом собраний княжеской дружины. Судя по частично сохранившимся фрескам и мозаикам, эти дворцовые сооружения имели очень богатую отделку. Однако гораздо больше известно примеров смальтового оформления интерьеров в древнерусском храмовом зодчестве.
Мозаика древнерусских храмов
При оформлении храмов мастерами Древней Руси использовалось в основном два вида мозаики.
• Мозаика пола. Такая отделка фрагментарно сохранилась в некоторых киевских и черниговских храмах, а также в церквях Новгорода Великого и в ряде других городов. • Мозаика сводов, куполов и стен. В качестве примера подобного декора можно привести прекрасно сохранившиеся шедевры Софии Киевской (1037 – 1067).Также до наших дней дошли фрагменты подобных мозаик в Михайловском Златоверхом соборе в Киеве (вторая половина XI в.) и в Софии Новгородской (1048 – 1050).
Мозаика украшала и стены таких храмов, как Благовещенский (1186) и соборы в Чернигове и Успенский собор Киево - Печерской Лавры (1073 – 1078).К сожалению, смальтовые композиции этих церквей до наших дней не сохранились.
Искусство стеклоделия было известно многим славянским племенам, населявшим территорию Руси. Этот вид ремесла был широко распространен не только в Киеве, но и в Рязанском, Владимиро-Суздальском, Черниговском княжествах, а по некоторым данным, и в Смоленском, а также в Полоцком.
Начиная как минимум с IV в., именно стеклоделие и производство эмалей (легкоплавкого стекла) стали предшественниками древнерусской мозаичной живописи, основанной на применении цветных смальт, получившей широкое распространение в отделке храмов и светских архитектурных сооружений в X – XII вв. Подобный декор на Руси в этот период достаточно часто использовался при оформлении княжеских гражданских сооружений. Доказательством тому служат обнаруженные при раскопках в Киеве (вблизи от Десятинной церкви) прямоугольные фрагменты каменных зданий – «гридниц» (X – XI вв.), служивших местом собраний княжеской дружины. Судя по частично сохранившимся фрескам и мозаикам, эти дворцовые сооружения имели очень богатую отделку. Однако гораздо больше известно примеров смальтового оформления интерьеров в древнерусском храмовом зодчестве.
Мозаика древнерусских храмов
При оформлении храмов мастерами Древней Руси использовалось в основном два вида мозаики.
• Мозаика пола. Такая отделка фрагментарно сохранилась в некоторых киевских и черниговских храмах, а также в церквях Новгорода Великого и в ряде других городов.
• Мозаика сводов, куполов и стен. В качестве примера подобного декора можно привести прекрасно сохранившиеся шедевры Софии Киевской (1037 – 1067).Также до наших дней дошли фрагменты подобных мозаик в Михайловском Златоверхом соборе в Киеве (вторая половина XI в.) и в Софии Новгородской (1048 – 1050).
Мозаика украшала и стены таких храмов, как Благовещенский (1186) и соборы в Чернигове и Успенский собор Киево - Печерской Лавры (1073 – 1078).К сожалению, смальтовые композиции этих церквей до наших дней не сохранились.